Здавалка
Главная | Обратная связь

ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО, Персонаж.



ДЕЙСТВУЮЩИЕ СИЛЫ, участникимассового театрализованного действа, осуществляющие его сквозное действие и сверхзадачу.

ДЕКАДА (< фр. decade - < гр. dekas (dekados) десяток), десятидневный промежуток времени, посвященный чему-н. (напр., Д, литературы и иск-ва Франции в Москве).

ДЕКЛАМАЦИЯ (< лат. declamatio - упражнение в красноречии), иск-во художественного чтения стихов или прозы. Д. может быть сольной (исполняемой, одним актером) и коллективной, сложность к-рой состоит в выявлении инструментованного поэтического текста путем организованного живого слова при условии муч. и психологического ед-ва всех участников. Разновидность Д,- мелодекламация (<гр. melos -песнь, мелодия + декламация) - жанр, суть к-рого заключается в чтении стихов лили ритмической прозы под муз. аккомпанемент, а также произведение, основанное на одновременном и поочередном звучании речи и музыки

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО, род пластических иск-в, произведения к-рого наряду с архитектурой художественно формируют окружающую чел-ка материальную среду и вносят в нее эстетическое идейно-образное начало Включает различные иск-ва, служащие для украшения произведения архитектуры и садово- паркового иск-ва (монументально-декоративное иск-во), создающие художественные предметы для общественного и частного быта (декоративно-прикладное иск-во), художественно оформляющие празднества, зрелища, экспозиции и т д.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, область декоративного иск-ва: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частномбыту, и художественная обработка утилитарныхпредметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда,средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) вД. п. и. используются литье, ковка, чеканка,гравирование, резьба, роспись, инкрустация,вышивка, набойка, и т, д. произведения Д. п. и.составляют часть предметной среды, окружающей чел-ка, и эстетически ее обогащают. Возникнув в глубокой древности, Д. - п. и. сталоодной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, сдеятельностью профессиональных художников инародных мастеров, также с художественнымконструированием. Ярмарки Д - п. и. являютсясоставной частью праздников народного творчества.

ДЕКОРАЦИЯ (< позднелат. decoratio, букв.- украшение), оформление сцены, павильона, съемочной площадки, средствами живописи, архитектуры, графики, освещения, постановочной техники, кино и др. создающие зрительный образ спектакля, кинофильма, театрализованного представления, праздника, помогающее раскрытию его идейно-художественного замысла. Виды Д: живописи а я, широко используемая в 18 в, Расписывались красивые и сложные задники, на 'к-рых нередко изображались целые архитектурные ансамбли и эл-ты интерьера, т. е. создавался живописный фон спектакля Сегодня такая декорация при необходимости воспроизводится с помощью технических средств: лазера голографии', симультанная Д - в одной образно оформленной выгородке совмещаются различные места действия; пространственная - близка к симультанной по способу организации различных мест действия в единую установку, но она не ограничивается коробкой сцены, а включает в свою изобразительную систему зрительный зал, архитектуру театрального здания. Места действия в Д этого типа могут быть рассредоточены в различных точках всего театрального комплекса; диа рамная Д- способ оформления спектакля, при к-ром объемные, строенные Д. первых планов постепенно переходят в плоскостное живописное изображение; кулисно-арочная способ, основанный на применении живописных кулис и падуг: каждый план кулис и замыкающаяся сверху падуга образуют своеобразную арку; павильон –жесткие Д., детально изображающие какое-л. помещение; перспективная выполняется в соответствии с законами перспективного сокращения истинных размеров, используется для иллюзорного углубления игрового пространства; пластические (объемные) Д. - строятся на применении объемных деталей в системе плоских стенок, пандусы, лестницы и др. объемные эл-ты позволяют разнообразить планировку сценического пространстве, менять в соответствии с конкретными требованиями глубину и ширину сценической коробки. Важную роль в построении объемной Д. играет сценическая машинерия.

ДЕМОНСТРАЦИЯ (< лат demonstratio - показывание)

1) Наглядный способ ознакомления с каким-л. явлением, предметом (напр., Д моды).

2)Публичное выражение общественных настроений, требований, солидарности или протеста путем устройства массовых шествий, митингов и т. д. Маршрутом Д. может охватываться огромное пространство города. Центральная площадь, куда стекаются демонстранты, разбивается на несколько линий вдоль трибун, на к-рых стоят линейные (чаще всего для этой роли привлекают войска (или курсантов) армии и МВД, задача к-рых направлять поток 'демонстрантов вдоль трибун, чтобы потоки не сливались и в целях безопасности. По каждой линии идет поток демонстрантов конкретного района (районов). Каждая колонна состоит из колонн предприятий, организаций, учебных заведений, находящихся на территории данного района. В зависимости от материально-технической базы учреждений, создается оформление колонны. В целом колонну района начинала головная эмблема установка, оркестр и знамена. Знамена несут самые уважаемые люди района. Затем идет администрация района, затем предприятия, учреждения, организации. Перед началом шествия проводился митинг на предприятиях, маленькие колонны сливались в районную, районная - в общегородскую. Д заканчивалась народным гу.чянием и домашними праздниками. Маршруты просчитывались не только в пространстве, но и во времени. Такой районный принцип давал возможность проявить свои таланты профессиональным художникам и художникам-любителям. Число участников не нормировано. Нормировалась ширина колонны (6-8 человек) В последние годы перед демонстрацией трудящихся стали делать театрализованные прологи с участием спортивных коллективов, коллективов художественных* коллективов, професси-ональных исполнителей.

 

ДЕТАЛЬ (фр. detail, букв. - подробность)

1) Мелкая подробность, частность.

2) Часть чего-н. (механизма, прибора, машины, сценического оформления). 3)(В драматургии и лит-ре) повод для драматического конфликта пьесы (платок Дездемоны, заемное письмо Лебедкиной, привычка обрывать лепестки позволяет узнать Джеме в Оводе Артура Риверса и т. д.). 4) (В театре, в театрализованном представлении) важное образное выразительное средство актерской и/или режиссерской мысли.

 

ДИАЛОГ (гр. dlalogos), форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц, основной способ изображения характеров и развития действия в драме и один из способов - в прозе (редко - в поэзии). Имеет большое значение при общении исполнителей с участниками действия (для ведущегоконцертатеатрализованного представления, артиста эстрады разговорногожанра).

ДИВЕРТИСМЕНТ (фр. divertissement букв, развлечение)

I)Увеселительное представление, состоящее из танцевальных номеров, песен; включается в программу спектакля обычно как заключительное отделение.

2)Танцевальная сюита или вставные номера в балете или опере, непосредственно не связанные с сюжетом.

3)Муз. сюита развлекательного характера (типа серенады) для инструментального ансамбля или оркестра.

4) Легкая, иногда виртуозная пьеса типа попурри, вариации.

5)Театральное представление из различных эстрадных номеров в дополнение к главному представлению или вид концерта, построенного на номерах, не связанных сюжетом.

 

ДИКТОР (< лат. dictor - говорящий)

1) Работник РВ и TV, читающий текст перед микрофоном (телекамерой) для передачи в эфир.

2) (В массовых действах) Ведущий, читающий текст перед микрофоном за кулисами или радиорубки. (Дикторский текст).

 

ДИКТОРСКИИ ТЕКСТ, речевое сопровождение фильма, концерта, театрализованного представления. Д. т. вводит зрителя в обстановку действия, дает оценку событий, характеров, связывает между собой отдельные эпизоды.

 

ДИКЦИЯ (< лат. dictio - произнесение), степень отчетливости в произношении слов, слогов и звуков в разговоре. Для актера, певца, диктора Д. имеет особое значение.

 

ДИЛЕТАНСТВО(дилетантизм) (ит. dilettante - дилетант, < лат. delecto - услаждаю, забавляю), занятие какой-л. областью науки или иск-ва без специальной подготовки, при поверхностном знакомстве с предметом; любительство.

 

ДИНАМИКА (гр. dynainikos - сильный, относящийся к силе), 1) состояние движения, ход развития, изменение какого-л. явления под влияние действующих на него факторов (противоположное - статика). 2) Обилие движения, действия.

ДИРЕКТОР ПОСТАНОВОЧНОЙ ГРУППЫ(лат. director < diriger - направлять),член постановочной группы, в чьи обязанностивходит организационно-техническая сторонаподготовки праздника, театрализованного представления. Руководит административной группой.

ДИРИЖЕР (< фр. diriger - управлять)

1)Лицо, управляющее оркестром, хором, оперным или балетным представлением, дающее муз. произведению свою трактовку (интерпретацию).

2) (В театрализованных представлениях) один из членов постановочной группы, ответственный за муз. оформление художественной акции.

(Дирижирование; Главный дирижер).

ДИРИЖЕР ГЛАВНЫЙ, Главный дирижер.

ДИРИЖИРОВАНИЕ, управление музыкально-исполнительским коллективом (оркестром, хором и др.) при разучивании и публичном

исполнении муз. сочинения Осуществляется дирижером (капельмейстером, хормейстером) с помощью специальных жестов и мимики. В характере и стиле Д. отражаются особенности личности дирижера, понимание им муз. произведения.

 

ДИССОНАНС (фр. dissonance < лат. dissonans - нестройно звучащий),

1) негармоничное сочетание муз. звуков (противоположное - консонанс).

2) (Перен.) то, что вносит разлад во что-н. (внести Д. в работу, Д выразительных средств в представлении).

 

ДОКУМЕНТ (лат. dokumentum доказательство, свидетельство)

I) Материальный носитель данных (бумага, кино- и фотопленка, магнитная лента, перфокарта и т. п.) с записанной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве. Д. могут содержать тексты, изображения, звуки и т. д.

2) (В драматургии и режиссуре театрализованных форм) источник, исходный материал для художественно-образного осмысления событий, создания на его основе художественного произведения - номера. Виды документалистики: официальные Д -указы, приказы, распоряжения и т. п.; эпистолярные Д. - дневники, личные письма и т. п.; кино- и фото Д; непосредственное выступление какой-л. интересной личности. Основные принципы отбора Д: соответствие материала теме, свежесть, новизна материала, незатрудненность для восприятия аудиторией.

 

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ, действие, основанное на документальном материале и организованное по законам драматургии, об-разно раскрывающее определенный авторский и режиссерский замысел.

ДОКУМЕНТАРНЫЙ ОБРАЗ, жизненный факт, выраженный художественными средствами.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.