Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЕРОЙ РЕАЛЬНЫЙ, Реальный герой.



ГЕОМЕТРИЯ МИЗАНСЦЕНЫ, пространственные отношения и формы мизансцен, их графическое изображение. Всякая организованная мизансцена тяготеет либо к прямой линии, либо к л ом а н о й, либо к к р у г у. У каждой линии свои эмоциональные возможности, Движение по прямой дает М. сухость и строгость, аскетичность. Если перевести его в звук, это не выведение какой-л. мелодии, а скорее длительное звучание одной ноты.

Плоскостная, горизонтальная актеры располагаются на одном плане, на одной линии от левой кулисы к правой. М. фронтальная- горизонтальная М.,

обращенная к зрителю. Маловыразительность этой М. корректируется ракурсом исполнителей. М. барельефная- совместное выступление нескольких актеров в одной плоскости, приближенной к публике; "живая картина". М, вертикальная перпендикулярная по отношению к рампе сцены, при к-рой исполнители выстраиваются в затылок друг к другу; М„ расположенная перпендикулярно планшету сцены, построенная на возвышающихся площадках действия. М. глубинная - М., построенная на сочетании разных планов сценической площадки. М. диагональная - М„ расположенная по самому длинному расстоянию на планшете сцены; диагональное приближение дает сложный эффект изменения композиции в двух измерениях сразу. Переход и уход персонажа полуспиной по диагонали отличается скромностью, простотой, недосказанностью. Л. В. Варпаховский приводит следующие доказательства преимущества диагональной композиция: естественное положение актера a trois quarts (труакар), т. е. в самом выразительном для него ракурсе; наилучшее, наивыгоднейшее расположение в тех диалогах, в к-рых значение двух партнеров различно; возможность максимального расширения пространственной композиции; наилучшая видимость в сложных композициях действующих лиц и в движениях; трехмерность диагональной организации пространства. Красота движения по прямой, так же как и прямой линии в декорации, основана на том, что гармония возникает между противоположными началами. Человеческое тело - это сплошная ломаная линия, потому так красива прямая линия в костюме, потому человеческая пластика так выигрывает на фоне строгой архитектуры. Круг есть скрытая прямая. Круг в декорации и движении также дает эффект стройности и строгости. Круг успокаивает. Полный круг в М. хорошо подчеркивает идею законченности. Полукруг или часть круга привносит в рисунок постановки музыкальность. Замкнутая по кругу' М. стадиона, хоровода, выражает бесконечность движения. Круг прекрасен еще и тем, что он таит в себе все ракурсы (Сценический

ракурс) человеческого тела. И прямой, и ломаной, и круга должно быть столько, сколько допускает бытовая плюс поэтическая правда игрового куска. Короткий переход от одной точки к др. чаше всего используется по вогнутой или выгнутой линии, т. н. "скобке" (не круг и не ломаная), отчего пространство кажется более емким, а переход - более выразительным. Разновидностью круговой М. является спиральная М,- круговая М., развернутая по вертикали. Главное достоинство ломаной линии в том, что она дает неожиданную и броскую графику. Опасность ее заключается в возможности появления беспорядка и режиссерского многословия. Если круг и полукруг обусловливают стихотворную М. ломаная - прозаическую М. М.

стихотворная, откровенно условная М.,' где все признаки формы -ритм, размер, рифма и т. д. - явственно различимы. М. прозаическая, М., в к- рой ритмические, стилевые, графические и проч. признаки формы скрыты за непринужденным, бытовым, как бы натуралистическим характером действоваиия.

 

(Геометрия мизансцены, Мизансцены монолога, Мизансцены толпы. Полуспинная мизансцена, спинная мизансцена. Пунктуация, Орфография мизансцен, Мизансценическая рифма).

ГИПЕРБОЛА (гр. hyperbole' - преувеличение).

1)(В лит-ре) образа, способ художественного обобщения, при к-ром художественная образность достигается путем намеренного преувеличения какого-л. свойства, качества, особенностей предмета, явления или процесса: «наметали стог выше тучи», "вино лилось рекой" (Крылов). Гиперболический художественный образ подчеркнуто условен, его.реальный аналог не может в действительности обладать указанными свойствами с той мерой концентрации, к-рая выступает нарушением правдоподобия. Г. - способ создания особой выразительности, эмоциональности, экспрессивности изображаемого. Преувеличение

выявляет в художественном образе Скрытое содержание, обнаруживает его эстетический, эмоциональный, познавательный потенциал. Г. широко используется в фольклоре, в сказках («Мальчик-с-пальчик», «Дюймовочка»), в таких жанрах профессионального иск-ва. как сатира, шарж, карикатура. Предметом Г. могут быть отдельные эл-ты структуры произведения иск-ва: речь героя, внеш. вид, образ природы, эмоциональное состояние и пр. («Руки милой - пара лебедей - в золите волос моих ныряют...» С. Есенин); тот или иной персонаж («Людоедка» Эллочка у И. Ильфа и Е. Петрова). Г. Нередко служит для выявления своеобразия художественного мира произведения, выполняет специфическую идейно-эстетическую и стилистическую функцию художественного синтеза (в романе М. Булгакова .«Мастер и Маргарита» Г. оказывается одним из способов достижения художественного ед-ва фантастического и реалистического, сатирического и лирического, конкретно-исторического и общечеловеческого). Нарушение пропорций - основа шаржа, гротеска, карикатуры. Но Г. может и не придавать комические черты (напр., удлиненные руки Паганини в скульптурных изображениях Коненкова и Эрзи, тучность Фальстафа и худоба Дон Кихота обаятельны). Образ складывается из поступков, намерений, обстоятельств, а не только внеш. признаков.

2) (В театре) выразительный прием режиссуры, заостряющий характерные черты персонажа, обстановки, действия: основной прием клоунады, сатирического или фантастического действия.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.