ДОКУМЕНТАЦИЯ РЕЖИССЕРСКАЯ, Режиссерская документация,
ДРАМА(гр. drama,- букв, действие), род литературный, принадлежащий одновременно двум иск-вам: театру и лит-ре; его специфику составляют сюжет, конфликт и деление действия на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст Д. рассчитан на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная Д., реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью. Ведущие жанры Д.: трагедия, комедия, драма (как жанр в узком смысле слова), трагикомедия, мелодрама, фарс. (Драматизм, Драматургия). ДРАМАТИЗМ, I) напряженность действия, свойственная драме. 2) Крайняя напряженность, трудность положения, обстоятельств. ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ ХОД, способ подачи и объединения в единое целое документально-художественного материала под углом определенной темы. Основные признаки Д. х. ед-во действия, наличие двух противоположных начал, (ср. Сценарный ход) (Драма, Драматургический метод. Драматургический прием). ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ МЕТОД, способ обработки жизненного (впечатлений, наблюдений) или документального материала автором в различные формы и жанры театрального иск-ва (театрализованного представления), (ср. с Инсценировкой). ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ, способ реализации драматургического хода. В основу Д п. могут быть положены формы производственной, общественной, досуговой, учебной, творческой деятельности. ДРАМАТУРГИЯ (rp. dramaturgia) I) Совокупность драматических произведений какой-л. писателя, народа, эпохи. 2)Теория, иск-во построения драматического произведения. 3)Принцип воплощения отдельного произведения: «Д спектакля», «Д. фильма», «Д, массового праздника». 4)(В широком смысле) продуманная, специально выстроенная и организованная структура, композиция какого-л. материала (напр., доклада, записей на магнитной ленте и т. п.) или мероприятия (вечера, собрания, праздника и т. п.). Отсюда сложившиеся понятия в самых различных сферах творческой жизни: «Д. урока» (в педагогике), «Д. события», «звуковая Д.» (на телевидении и радиовещании), «Д. клубного мероприятия» (в культурно-просветительной работе). 5) (В узком смысле) Д означает какое-л. литературно-драматическое произведение (пьесу, киносценарий, телевизионный сценарий, либретто и проч.), требующее своего воплощения средствами того или иного вида иск-ва. В этом смысле различают театральную Д, муз. Д,эстрадную Д, цирковую Д, телевизионную Д, а также кино- Д. и радио- Д. (Драматургическийход. Драматургический прием, Драматургия факта, Драматургия спектакля, Драматическая коллизия).
ДРАМАТУРГИЯ МАССОВОГО ПРАЗДНИКА (ДЕЙСТВИЯ). Драматическоепроизведение, в к-ром заложены принципы иусловия реального общения людей (организаторов и исполнителей со зрителями и активнымиучастниками праздника), а также выразительныесредства, раскрывающие смысл и призванныесоздать духовную атмосферу праздничногожизненного события. В Д. м. п. (в отличие отпьесы) нет подробно разработанных взаимоотношений, углубленного развития образов. Д. м. п.ближе к сценарию фильма, но и они существенноразличны. Д. м. п. и режиссера должны учитыватьне только тему, идею, сверхзадачутеатрализованного представления, но и место егодействия, масштаб, выразительные средства,творческие возможности исполнителей. В празднике иные выразительныесредства, иное воздействие на зрителя. Такиекомпоненты, как песня, танец, живокартиннаякомпозиция заменяют в массовом представлениипсихологическое обоснование поведения героев.Свойственная этому жанру эмоциональностьпредполагает мгновенное переключениевнимания зрителей с одного объекта на др. бездетализации и психологических мотивировок.Иначе говоря, Д. м. п. должна строиться так,чтобы во внешней форме подачи материаланайти внутр. образ, соответствующий его идее,ритму дыхания. (Законы праздничного действия). ДРАМАТУРГИЯ ФАКТА, жизненная коллизия, заключенная в документальном факте, событии, явлении, к-рая определяет драматургическое построение театрализованного действия или его отдельного эпизода. ДУХ 1)Сознание, мышление, психические способности, то, что побуждает к действиям, к деятельности, начало, определяющее поведение, действия (напр., Д противоречия). 2) Внутр. моральная сила (высокий Д.). 3) В религиозно-мистических представлениях: бесплотное сверхестественное существо (напр., святой Д., злой Д.). 4) (Перен.) содержание, истинный смысл, отличительная особенность чего-н. (напр., в Д. времени).
ДУХОВНОСТЬ, труд души ДУША 1) Внутр., психический мир чел-ка, его сознание. 2) То или иное свойство характера, а также чел-к с теми или иными свойствами. 3) (Перен,) вдохновитель чего-н., главное лицо.
ДЫМ, одно из самых сильных нетрадиционных выразительных средств массового театрализованного представления Его получают при сжигании дымовых шашек. С помощью цветных Д. отмечается траектория падения парашютистов, делают занавесы. На белый дым можно демонстрировать кинопроекцию и т. д. (Сценические эффекты). E "ЕСЛИ БЫ" (магическое "если бы" - термин введенный К. С. Станиславским), союз, выражающий условие совершения, существования чего-л.. Является рычагом, переводящим артиста и зрителей из повседневной действительности в плоскость воображения, дает толчок фантазии, предоставляя свободу действия в воображаемом мире, включает артиста и зрителя в предлагаемые условия игры. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|