Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности и теоретические основы китайской живописи.



Связь живописи и каллиграфии

В Китае основной письменностью являются ханьские иероглифы. Издавна говорят о родственности живописи и каллиграфии. Как художники, так и каллиграфы, пользуются одними и теми же материалами и инструментом (кисть, мягкая пористая бумага из бамбукового или конопляного волокна и китайская тушь) и одним и тем же способом письма (линейный). В европейской каллиграфии и живописи нет такой связи. Для европейцев живопись - живописью, а каллиграфия - каллиграфией. Между китайской каллиграфией и живописью так много общего, что они считаются родными сестрами. Развиваясь в стилистическом единстве, они взаимно двигают друг друга вперед. В Китае художники, как правило, прекрасные каллиграфы и очень часто - поэты, что для европейца кажется просто немыслимым.

Все это говорит о том, что в основе китайского изобразительного искусства лежит линия. Самыми простыми линиями китайские живописцы создали произведения высокого художественного совершенства. То твердые, то плавные, то строгие, то летучие, линии верно схватывают образ, причем каждая из них претерпевает много изменений при передаче мельчайших нюансов и чувств самого живописца. Такое мастерство неотделимо от техники владения кистью, совершенствующейся на протяжении многих веков. Тот, кто не уяснил связи между каллиграфией и живописью, не понимает художественного эффекта рисунка, сделанного кистью на мягкой волокнистой бумаге, тому трудно постигнуть всю прелесть китайской традиционной живописи.

Сочетание поэзии, каллиграфии и живописи в вэньжэньхуа

Вэньжэньхуа отличалась от живописи как народных художников, так и дворцовых художников. Художники "вэньжэньхуа", как правило, имели прекрасную подготовку в области литературы и каллиграфии. Таковы, например, Су Дунпо (1037-1101 гг.), Ни Юньлинь (1306-1374 гг.), Дун Цичан (1555-1636) и др., чьи картины неизменно украшались стихотворными строчками или надписями. Изящество иероглифов и поэзия стиха не только дополняли и подчеркивали основное содержание и идею картины, но и в сочетании друг с другом придавали ей особую красоту и законченность. Живопись вэньжэньхуа начала распространяться при династии Северная Сун, когда литература и искусство достигли высокого развития, но ее зачинателем считается Гу Кайчжи (345-406 гг. н.э.), живший в период династии Восточная Цинь. Он был не только прославленным художником, но ученым и поэтом. Взять хотя бы его картину "Наставления придворным дамам", что хранится в Британском музее. Облик женщин на картине полон возвышенной красоты и благородства, иероглифы пленяют изяществом сильных и твердых линий. Конечно, простые народные живописцы не могли достигнуть такого уровня. Живопись Китая создавали народные живописцы и народные умельцы, а представители интеллигенции и служивого сословия, унаследовав это искусство, подняли его на новую высоту. Таков путь развития китайской живописи. Стиль вэньжэньхуа с его слитыми воедино поэзией, каллиграфией и живописью обладает яркой отличительной особенностью китайской живописи и популярен и по сей день.

Аллегоричность приемов

Цветок сливы мэйхуа раскрывается в самую суровую зимнюю стужу, и его чистый аромат опьяняет человека. Поэты очеловечили мэйхуа, уподобив его гордой личности кристальной чистоты. Так растение стало воплощением человеческого характера. Не страшен холод и стройному бамбуку, гордо уходящему ввысь, и старой могучей сосне. Потому-то под картинами вэньжэньхуа с изображениями сливы, бамбука и сосны, наделенных человеческими качествами, стоит подпись "Три друга холодной зимы". Стоит прибавить к ним хризантему, и картина будет называться уже иначе - "Четверо совершенных". Все эти картины символизируют чистых благородных людей, чья дружба и взаимная поддержка прошли все испытания. Китайские художники любят прибегать к такого рода иносказаниям, отождествляя с образами идеального воображаемого мира явления человеческой жизни. Вот почему трудно постичь китайскую живопись тому, кто не понимает этой ее особенности. В китайской живописи пион, например, олицетворяет человеческую красоту, а также богатство и почести; сорока воспринимается как символ счастливой вести. Два цветка лотоса на одном стебле и селезень с уткой - воплощение верных и неразлучных супругов. И таких примеров можно привести сколько угодно. При этом каллиграфия и надпись на картине придают этой аллегории еще большую поэтичность и выразительность.

Традиционная китайская живопись (国画 guohua) Традиционная китайская живопись не похожа на западную. Для написания картин в Китае используют бумагу «сюань» или шелк, китайские кисти, тушь и минеральные или растительные краски. Чтобы достичь успехов в этом виде искусства, необходимо долго и упорно тренироваться, пока рука не начнет чувствовать кисть, бумагу и тушь. Прежде чем художник дотронется кистью до бумаги, он должен четко представить рисунок в голове и прочертить его в уме. А если он начал рисовать, то должен закончить картину в один подход, так как у него не будет возможности исправить неточные штрихи. Бумага «сюань», как было сказано выше, отлично подходит для живописи. Ее текстура позволяет кисти свободно двигаться на ней, делать некоторые штрихи темнее или светлее. Так на бумаге появляются человеческие фигуры, цветы, птицы, рыбы или насекомые. Многие китайские художники в то же время были и поэтами, и каллиграфами. Поэтому на многих картинах можно увидеть начертанные стихи, сочиненные художником, и оттиски печати. Полученное творение обычно соединяет все четыре китайских искусства – поэзию, каллиграфию, живопись и гравировку печатей.

Китайскую живопись можно условно разделить на два направления: «сеи» (свободный стиль) и «гунби» (тонкий, детальный стиль). «Сеи» характеризуется простыми и широкими штрихами, с помощью которых создается общее подобие предмета. А в «гунби» работа кисти более мелкая и особое внимание придается деталям. Но, несмотря на использование различных техник, обе школы стремятся достичь одного результата – создать красоту. Трудно сказать, как долго существует китайская живопись. Уже 5000-6000 лет назад горшки украшали изображениями растений, животных и других предметов, отражающих жизнь первобытного общества. Эти творения может считать и истоками китайской живописи. 2000 лет до н.э. Китай достиг этапа рабовладельческого строя. И хотя не осталось ни одной картины этого периода, можно говорить о существовании живописи и скульптуры, так как тогда была создана великолепная бронзовая культура, которая неотделима от этих видов искусств.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.