Здавалка
Главная | Обратная связь

Каллиграфия: роль в культуре Китая, этапы развития и основные стили.



Каллиграфия (书法 shufa)

Под каллиграфией в Китае понимается искусства написания иероглифов кистью или наука о правилах и технике этого искусства. Она популярна в Китае и нескольких соседних государствах, на которые в древности китайская культура оказывала огромное влияние. В Китае каллиграфия считается искусством, равнозначным живописи. В наше время огромное значение придается проведению выставок работ древних и современных каллиграфов и организации соревнований между любителями и профессионалами. Китайская каллиграфия также как и письменность начиналась с простых иероглифов, но со временем появились различные стили и школы, которые стали важнейшей частью китайской культуры. Существует пять стилей начертания иероглифов: «чжуань», «ли», «кай», «син» (ходовая скоропись) и «цао».

 

1) «Чжуань» или печатный шрифт – древнейший стиль написания иероглифов после гадательных надписей, которые были неудобны из-за отсутствия единообразия. Первая попытка унификации письменности была предпринята при правлении чжоуского вана Сюань (827-782 гг. до н.э.), когда придворный историк Ши Чжоу составил словарь из 15 частей, где стандартизованные иероглифы были начертаны стилем «чжуань». Это стиль также называют «чжоучжуань», по имени его автора. Словарь Ши Чжоу давно утерян, но доказано, что надписи на «каменных барабанах» династии Цинь были выполнены именно стилем «чжуань». Когда первый циньский император Цинь Шихуан в 221 году до н.э. объединил страну, он приказал своему министру Ли Сы собрать и классифицировать все формы письменности, существующие до того момента в различных частях страны, и унифицировать письменность. Тогда Ли Сы и выбрал для унификации древний стиль «чжуань».И сейчас стелу с выгравированными самим Ли Сы иероглифами можно увидеть в храме Божества горы Тайшань в провинции Шаньдун. Но сохранилось лишь 9 с половиной иероглифов, а остальные были стерты временем.

 

2) «Лишу» (официальный шрифт) был создан на основе «сяочжуань» (малой печати) во время правления все той же династии Цинь. Появление нового шрифта было связано с тем, что «сяочжуань» хоть и был упрощенным шрифтом, оказался слишком сложным для чиновников государства, которым приходилось переписывать огромное количество документов. Тюремный надзиратель Чэн Мяо упростил и шрифт «сяочжуань», выпрямив изогнутые черты. Шрифт был назван «ли», что значит по-китайски «писарь». По другой версии, Чэн Мяо совершил какой-то проступок и был заточен в тюрьму, то есть стал невольным, «ли». Поэтому и шрифт был назван «лишу» - «шрифт невольника».

 

3)Шрифт «лишу» уже очень похож на «кайшу» (уставное письмо). Самые ранние образцы этого стиля написания относятся к династии Вэй (220-265), но широкое распространение этот шрифт получил при династии Цзинь (265-420). Современный шрифт имеет квадратную форму без какого-либо наклона. Иероглифы состоят из 8 видов черт: точка, горизонтальная, вертикальная, крюк, восходящая, откидная влево и откидная вправо. Любой начинающий каллиграф должен начинать с изучения именно этого стиля.

 

4) На основе «лишу» появился еще один шрифт «цаошу» (скоропись), который подходит для быстрого, но неаккуратного письма. Этот шрифт подразделяется еще на два подтипа: «чжанцао» и «цзиньцао».

Шрифт «чжанцао» появился при династии Цинь и был распространен до 3-2 века до н.э. Иероглифы хотя и написаны скорописью, но расположены отдельно друг от друга, а точки не сливаются с другими чертами. «Цзиньцао» или современная скоропись была изобретена Чжан Чжи (?-192 г.) при династии Восточная Хань, а широкое распространение получила при династиях Цзинь и Тан. Этот шрифт популярен и в наше время. Главная особенность скорописи – быстрое написание иероглифов с соединенными между собой чертами. При написании шрифтом «цзиньцао» иероглифы часто соединяют между собой: последняя черта одного переходит в первую черту следующего. В одном и том же тексте иероглифы могут различаться по размеру, что зависит лишь от прихоти каллиграфа. Великим мастером «цаошу» считается Чжан Сюй, живший при династии Тан в 8 веке. Он славился своей небрежностью при работе с кистью. Говорят, что он не садился за письмо в трезвом виде. Он создал неповторимый стиль. Когда кисть словно скачет галопом по бумаге, крутится, вертится, превращая текст в один сплошной иероглиф. Сейчас еще можно увидеть фрагменты стел, выгравированных его рукой, в провинциальном музее Шэньси.

 

5) «Синшу» (ходовая скоропись) – это что-то среднее между уставным письмом и скорописью. Если писать этим шрифтом более аккуратно с различимыми чертами, то он походит на «кайшу». А если писать быстро, то «синшу» будет близок к «цаошу». Китайские каллиграфы часто сравнивают эти три стиля – «кайшу», «синшу» и «цаошу» - со стоящим, идущим и бегущим человеком. Несомненно, лучшим образцом написания «синшу» признаны «Надписи в павильоне Ланьтин» Ван Сичжи (321-379) при династии Восточная Цзинь. Чтобы научиться писать красивые иероглифы, необходима долгая и упорная практика. Это подтверждено многими великими каллиграфами. Раннее упомянутый Ван Сичжи, оказавший огромное влияние на развитие каллиграфии и почитаемый современниками и потомками, в детстве испачкал всю воду в пруду перед домом, отмывая принадлежности после каждого занятия. Другой мастер, монах Чжиюн, живший при династии Суй (581-618), был настолько усерден в учении, что заполнил старыми кистями множество кувшинов, которые после хоронил в «гробнице кистей».В наше время каллиграфия снова стала популярна среди китайских студентов, многие из них демонстрируют настоящее мастерство.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.