Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава вторая, в которой рассказывается о том, как братья Знание и Здравый Смысл спасали свою сестру Правду



… Все-таки интересно разбираться в своих старых записях, особенно тридцать лет спустя! Пожалуй, теперь я понимаю, как изменился, и, может, даже помудрел. Во всяком случае, такой записи, как эта, я бы уже не сделал! Посудите сами:

NB! ЛЮДИ БОЛЬШЕ ВСЕГО НА СВЕТЕ ХОТЯТ СДЕЛАТЬ МЕНЯ ДУРАКОМ! НЕ ДОЖДУТСЯ!

 

… Конечно, у людей больше нет никаких других забот! Но тогда, вероятно, мне казалось, что весь мир ополчился против меня. Люди как будто сговорились, специально не дают мне развернуться, показать себя. Мне хотелось доказать им, как они не правы. Вот если бы я тогда переключил свое внимание с внешних событий на собственное внутреннее состояние, разобрался в себе, я бы избежал многих потерь и ошибок! Вот если бы я тогда знал продолжение истории про манипуляцию!…

Но, то время прошло. Поэтому позвольте я расскажу продолжение сказки для вас…

 

Вот братья правду, что о жизни, да о манипуляции насобирали перед собой разложили, думу думать начали. Выходит, змеюка эта весь царевый терем к рукам прибрала, весь люд купеческий и работный, да и сестрицу их Правду к себе прикарманила. Где же им теперь союзников искать? Ведь не поверит им никто, что змеюка Манипуляция в царском тереме живет. Для того чтобы поверить братьям, надо же и свою жизнь перестроить! Кто ж на такое согласится?! Гораздо удобнее в зеркала кривые смотреть да радоваться.

Ладно, думают братья, откуда явилась змеюка, вроде знаем, чего хочет – тоже. А как бороться-то с ней, как управу найти? «Погоди, – Здравый Смысл говорит, – давай хотя бы сестрицу спасем, в темницу проникнем».

Хорошо говорить, а как сделать? Пробовали братья с хода тайного в терем пройти, с красного крыльца пытались, через стену крутую перелезали, стражей усыпляли, – никак им в чертоги не пробраться, как заколдованные они стоят. Вроде и не ловит их никто, а только не пускает их к сестрице стена невидимая, непроходимая. Ох, не дает Манипуляция Правду найти.

Хоть и знают братья все про змеюку окаянную, да не могут самого простого дела сделать, не то, что ее саму победить. «Послушай, – Здравый Смысл сказал, – может, мы не так действуем? В открытую с ней не справишься, Правду не вызволишь. Вот бы узнать как змеюка стенку эту колдовскую создает, как она действует, откуда силу берет!» «Ясно откуда, – отвечает брату Знание, – из несовершенства человеческого! А стенка колдовская невидимая – то иллюзия наша, страхами подкрепленная. Ясное дело, околдовала нас Манипуляция, вот и видим мы вокруг стены непроходимые!» «Да что ты такое, брат, говоришь! – Здравый Смысл возмутился. – Мы же с нею боремся! Не могут околдованные желать змеюкиной погибели!».

«В том-то и чары ее злобные, что для каждого она свое зелье придумывает! – Знание отвечает. – Вот мы с тобой за Правду нашу боремся, так нам справедливое желание глаза-то и застилает. Слабину мы, значит, даем». «А в чем слабина-то наша?» «А в том, что сильно своего хотим, да как действует змеюка доподлинно не знаем!». «Ладно, с хотением своим как-нибудь договоримся, – Здравый Смысл говорит, – а вот с влиянием змеюкиным надо разобраться! Давай, доставай мудрые книги свои!» «Да в книгах-то, брат, не шибко об этом пишут, – Знание отвечал, – придется нам на себе эксперименты научные ставить!». «Как это?». «А вот как…», – и рассказал Знание брату, что он надумал.

Братья вот какой план разработали. Здравый Смысл под видом посла заморского в терем царский проходит, да к змеюке поближе встает. А сам за собой внимательно наблюдает, что с ним происходить будет. Знание несколько раз брату повторил, чтоб тот только за собой наблюдал, а не за тем, что вокруг происходит. Только так можно действие змеюкино заметить и исследовать.

«А как же я речь от лица посла толкать-то буду? Ведь ждет от меня Горох этого?» – Здравый Смысл спрашивает. «Да уж наговоришь что-нибудь, язык-то у тебя подвешен, – Знание отвечает. -Ты представь, что внутри у тебя помощник – дозорный сидит, за мыслями, чувствами, желаниями твоими наблюдает. Помощник этот никогда тебе не изменит, не предаст, корысти у него, кроме как служить тебе, и нет никакой».

«Да не думаешь ли ты, что я умом слаб?! – Здравый Смысл возмутился. – Внутри у меня только организм мой здоровый расположен, и нет там никаких дозорных-помощников!». «Все так, брат, не серчай, только тебе по плану нашему за собой наблюдать надобно. Тяжело это, ты все больше за другими привык смотреть, но надо сейчас это очень. Иначе, как действует змеюка не узнаем, сестру не спасем, и сами как Горох станем», – вот как Знание брату ответил.

«Ладно, понимаю, не мальчик какой-нибудь! Только как мне этого помощника-дозорного в себе сыскать?». «Да он сам быстро найдется! – Знание говорит. – Ты, давай, расскажи мне о чем думаешь сейчас». «Думаю о том, что стою здесь в одежде заморской, как дурак, скоморох доморощенный!» – с заминкой Здравый Смысл ответил. «Хорошо, а чувствуешь что?». «Как это?! – Здравый Смысл удивился. – Ничего не чувствую, сестру хочу выручить!». «Ой не то, не то, говоришь, – Знание головою покачал. – Что на сердце у тебя, честно, по правде сказывай!».

Закручинился тут Здравый Смысл, руку к сердцу приложил и такую речь повел: «А на сердце-то у меня как будто камень источник силы моей придавливает! Виноват я, не уберег сестрицу, вовремя беду не распознал! А себя еще умным считал! Страшно мне за нее, а вдруг и нет ее в живых больше, зря мы только себя обманываем! Победила нас змеюка подколодная!»

Обнял тут Знание брата своего меньшого, по голове как дитя малое погладил, и сказывает: «Вот она откуда стена-то перед нами невидимая вырастала! Ведь и у меня, брат, на сердце та же кручина. Она, змеюка, наши чувства тайные пользует, защиту из них для себя делает, да силу набирает! Ладно, брат, хорошо, что сердце облегчил, а скажи теперь, чего желаешь ты сделать?». «Желаю я эту змеюку поганую в порошок стереть, да ей же самой в похлебку насыпать!» – Здравый Смысл выкрикнул. «Э, да это в тебе злость, гнев молодецкий говорит, еще одно чувство, что Манипуляция использует. Сейчас тебе чувствовать гнев, желать расправы никак нельзя. Злоба разум твой светлый застилает, вина и страх тебя силы лишают и препятствия непреодолимые привлекают». «Что ж делать мне, брат, неужто не гожусь я для плана нашего?» «Годишься, годишься, – Знание брата успокоил. – Только теперь пришла пора тебе имя свое припомнить!» «Да чего уж припоминать-то его?! Я ж его сызмальства знаю!»

«А ну, назови себя!» – Знание брату приказывает. «Здравый Смысл! Здравый Смысл я!» – брат гордо ему говорит. «Ну, что теперь чувствуешь, брат?» – Знание спрашивает. «Чувствую силу богатырскую, радости прилив, веру чувствую», – брат ему серьезно отвечает. «Вот, то-то же, помни-вспоминай имя свое, как чувства негодные тебя одолевать в царском тереме начнут. Именем этим гордым своего дозорного, внутри сидящего, назови. Лишь позовешь его по имени, вмиг на помощь придет!» – напутствовал брата Знание.

Отправился Здравый Смысл в терем царский в заморском облачении, а Знание дома остался. Придумали братья, что если младшего змеюка околдует, то старший должен будет с него чары снять.

Здравый Смысл в покоях царских посла из себя изображает, за столом пирует, а дозорный его внутренний не дремлет. Видит он, как в мыслях хозяина иная вера появляется, как гордыня и тщеславие растут, как лень и жадность свою голову поднимают, как страх, что его другие обойдут, появляется. Тут дозорный тревогу забил. Да куда там! Не слышит его хозяин, разум потерял. То ли хмель его взял, то ли змеюка околдовать успела.

Что делать дозорному? Рук и ног у него нет, не знает он как внимание хозяина к себе привлечь. Думал-гадал, да пошел на хитрость. Внушил хозяину своему мысль и желание, будто живот у него схватило, нужда особенная приключилась, а справить ее в тереме царском никак нельзя, до дома бежать срочно нужно.

Раскланялся поспешно Здравый Смысл, живот подхватил, да вон из чертогов царских помчался. Вот уж царь Горох, да прислужники его всласть над «иноземцем» насмеялись, прозвищ обидных ему напридумывали. Да герою нашему и не до этого вовсе, скорей бы до дому добежать.

Лишь порог дома родного пересек, как вздохнул с облегчением, вмиг вся особая нужда прошла. Что за чудеса! Опомнился Здравый Смысл, брата своего старшего признал, на лавку присел, пригорюнился. «Не справился я, брат, с твоим заданием, – говорит, – все позабыл, околдовала меня таки змеюка окаянная!»

«Не кручинься, брат, – Знание его поддерживает, – знали мы на что шли. Главное, во время ты оттуда выбрался, не весь здравый смысл она в тебе усыпила!» «Ох, не разум мне помог, а тело!» – Здравый Смысл отвечает. «И то верно, тело наше – союзник хоть куда. Видишь, что мы с тобой узнали? когда на разум-то Манипуляция действует, тело наше на страже стоит, его ощущениям доверять надобно!». «Да я и к телу своему прислушиваться забыл, если б не нужда крайняя, в тереме змеюкином остался!» «Так оно, брат, и бывает! Даже в книгах мудрых про то написано: коли поймала нас Манипуляция в сети свои, то дозорный-то наш внутренний уже не к разуму, а к телу обращается!». «Так это мой помощничек меня из беды вытащил?». «Он, а кто еще за тебя постоит? Я ж дома оставался!». «Ну спасибо тебе, мой дозорный, мой помощничек!» – Здравый Смысл руку к сердцу приложил, и до земли поклонился.

Перевели дух братья, передохнули, – напряженье-то немалое. А потом начал Знание брата расспрашивать, что его дозорный наблюдал. Поведал Здравый Смысл, что на пиру у царя начал он в пользе дела своего сомневаться, подумалось ему, как хорошо послом быть, на царских пирах гулять, чернецов гонять, красавиц обнимать. Рассказал он, как вмиг жизнь дома ему скучной показалась, захотелось ему страстно злата-серебра, прислужников покорных. Поведал, как на духу, он старшему брату, что вдруг себя слабым и ничтожным почувствовал, захотелось ему покровительства царского искать, а министров его чернить. Да как раз в этот момент нехорошо ему стало.

Только рассказ свой нелегкий Здравый Смысл закончил, как вдруг красный угол в горнице заискрился, залетали вихри радужные, свежесть вокруг разлилась. И из искорок, да радуг сестрица их младшая появилась.

Кинулись тут братья ее обнимать, целовать. Да сама она смеется и плачет, братьев целует, благодарит за освобождение, от смерти счастливое избавление.

Когда всё улеглось, присели они, да друг дружку спрашивают, как чудо такое случится смогло. «Какое ж тут чудо?! – сестрица говорит. – Вы меня, полуобморочную, из темницы забрали, в дом наш привезли! Защитники мои родные!» «Да не было такого! – Здравый Смысл говорит. – Я точно помню, как мы в темницу проникнуть не могли! Что за чудо, брат, объясни!»

«А что тут объяснять?! – Знание отвечает. – Не там мы искали! Чтобы Правду освободить, нужно было правду говорить! Вот ты правду мне сейчас рассказал, не побоялся себе во всем признаться, вот Манипуляция силу-то и потеряла!»

Поняли они, что действует змеюка на веру, мысли и чувства человеческие, стремления неправильные вызывает. Но стоит только к внутреннему помощнику обратиться, дозорного выставить, да правду за собой наблюдать, как теряет Манипуляция свои чары колдовские.

 

Дорогие друзья, часто ли вы наблюдаете за собой? За своими мыслями, чувствами, желаниями? Всегда ли вы понимаете почему и зачем делаете что-либо? Есть ли в вас тот внутренний помощник, дозорный, Наблюдатель?

Только не стоит принимать за Наблюдателя того, кто оценивает и критикует каждое ваше действие, неизменно рождает сомнения в целесообразности. Это, друзья, не наблюдатель, а Критик. Я знаю, что у некоторых из нас внутренний Критик забывает о Мере. Правильно я поступил или неправильно? – Критик постоянно требует ответа на этот вопрос. Кстати, многие манипуляторы этим пользуются. Почувствовав, что у нас внутри сидит Критик, забывший о Мере, они задают провокационный вопрос: «Как вы думаете, вы это правильно сделали?». И здесь человек теряется, начинает думать, где он ошибся, нервничать. А ошибки-то и не было! Просто манипулятор хотел посеять панику и добился своего!

… В моем старом блокноте нашлась такая запись:

 

NB! ПОСТОЯННО ПРОВЕРЯЮ СЕБЯ, ЧТО ЗАБЫЛ, ЧТО СДЕЛАЛ НЕ ТАК. ЭТО ЧТО И ЕСТЬ – ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ, КОТОРЫЙ НАЧИНАЕТСЯ С САМОКОНТРОЛЯ?!

 

… Благодаря этой записи я понял, почему был таким тревожным, постоянно оглядывался на других, как бы ища ответ на свой невысказанный вопрос: «правильно я сделал или неправильно?». Как легко перепутать внутреннюю дисциплину с тревогой и критиканством! Личностный рост начинается с внутренней дисциплины. Самоконтроль, конечно, никто не отменял. Но избыточная самокритика вредна. Сейчас я знаю, что все начинается со спокойного доброго наблюдения за собой. Без каких бы то ни было оценок!…

 

Наблюдатель – этот тот, кто по-доброму стоит на позициях Здравого Смысла. Который спокойно и без оценки регистрирует то, что с нами происходит: наши мысли, чувства, желания, идеи. Тот, кто помогает вспомнить источник мыслей, чувств, желаний и идей, откуда они пришли. Есть внутри вас такой преданный помощник?

Он есть у каждого из нас, независимо от того, знаем мы о его существовании, или нет. Он помогает нам в непростых ситуациях. И пришло время сказать ему: «Спасибо!». Именно благодаря тому, что у каждого из нас есть способность без оценки наблюдать за собой и происходящим вокруг, мы имеем возможность спокойно разбираться в происходящем.

Способность наблюдать, даже СОЗЕРЦАТЬ служит надежной защитой от манипуляторов. Да, мы видим, что нами начинают манипулировать, но не собираемся включаться в эту игру, если нам этого не нужно. Или, наоборот, подключаемся к игре, если у нас есть план, как развернуть ее в свою пользу.

Психологи часто говорят о состоянии «здесь и сейчас». «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется Жизнь», – эта строчка из известной песни точно иллюстрирует состояние «здесь и сейчас».

В русском языке всего три времени: прошлое, настоящее и будущее. На прошлое мы опираемся, это наш опыт. О будущем мечтаем, строим планы. Нередко с поправкой на прошлый опыт. А настоящее? Насколько тонко мы его ощущаем, чувствуем, осознаем? К сожалению, состояние социального транса вытесняет из нашего восприятия ощущение Настоящего. Мы забываем о своей естественной способности наблюдать, созерцать.

Конечно, вы можете сказать, что при таком бешенном ритме жизни выделить время для созерцания, отстраненного безоценочного наблюдения просто невозможно. «Просто невозможно»… Вслушайтесь, действительно, невозможное представить себе очень просто! А возможное? Оказывается, гораздо сложнее. А ведь возможное ближе к нам, чем невозможное…

Для наблюдения происходящего с собой, вовсе не нужно выделять специальное место и время. Выставляя внутреннего дозорного, мы продолжаем жить своей обычной жизнью, только при этом становимся более спокойными, уравновешенными, защищенными от социального транса. То, что происходит вокруг, это только ИГРА. Люди пытаются моделировать поведение друг друга, придумывают условия игры, занимают свое настоящее, чтобы не жить в нем наполнено, глубоко не переживать чудо, именуемое «здесь и сейчас».

Собственно, на этом нас и ловят манипуляторы. Они знают (или догадываются) о состоянии социального транса, о том, что у многих из нас внутренний наблюдатель не знаком со своим хозяином – нашим сознанием. И делают ставку именно на это.

Конечно, невозможно сразу остановиться, выйти из вихря социального транса, мгновенно перестроиться на созерцание и безоценочное наблюдение. Сначала придется себя останавливать сознательно, усилием воли вырывать себя из потока будней.

Давайте начнем прямо сейчас! Вы уже читаете книгу, вы уже отвлеклись от других дел, – так будем использовать это время с пользой! Сейчас не обременяйте свое сознание стремлением понять, просто прочитайте ту историю, которая приведена ниже. При этом наблюдайте за собой, за своими ощущениями, чувствами, возникающими ассоциациями, мыслями.

Я так люблю эту историю! Позвольте рассказать ее и вам. Итак, начнем!

"Давным-давно это было. Жил на свете один удивительный человек. Был он красив и добр. Сложно сказать сколько ему было лет. У него так задорно блестели глаза, что многие думали: «Он очень молод». Но глядя на его длинную седую бороду и волосы, другие говорили: «Он стар и мудр». Этот человек умел делать то, чего не умели другие. Он разговаривал с деревьями и цветами, животными и рыбами, подземными водами и корешками. Он мог вылечить заболевшее растение, животное и даже человека. Он знал, когда пойдет дождь или снег, дружил с ветром и солнцем. Многие приходили к нему за советом.

Люди называли его Волшебником. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все.

Менялись поколения, а Волшебник все жил среди людей, и они чувствовали, что находятся под его защитой.

Как-то раз, Волшебник сказал людям: "Я долго жил среди вас. Чувствую, что пришло время мне отправляться в путь".

"Зачем же ты оставляешь нас, – грустно сказали люди. – Нам будет нелегко без твоей защиты и доброго совета. Передай нам, хотя бы частичку твоей мудрости, – попросили они".

"Посмотрите вокруг, – сказал Волшебник, – вы живете в прекрасном мире. Каждый день вы можете встречать, и провожать солнце, слушать как шумят деревья и плещется вода, потрескивают поленья в костре и дышит земля.

Давайте на минуту замрем и прислушаемся. Чувствуете, все, что нас окружает, живет в своем Ритме. И свой ритм у каждого из нас".

Люди замерли, закрыли глаза и услышали КАК дышит земля – ровно и спокойно, КАК плещутся о берег волны – то быстро, то не торопясь. И главное, каждый из них услышал свой собственный ритм: спокойное биение сердца, свободное дыхание… И вдруг людей охватило чувство, что с ними происходит что-то новое и необыкновенное. "Удивительное и Волшебное растет внутри нас, – с восторгом сказали они Волшебнику".

"Похоже, вы открыли самый главный мой секрет, – улыбнулся Волшебник. – Ведь Волшебство – это умение слышать и чувствовать свой собственный Ритм и Ритм Природы, всего, что нас окружает, и жить в резонансе с ним, созидая окружающий Мир. Надо только услышать свой Ритм и разбудить Творца, живущего внутри каждого, и начнется Волшебство".

“А как мы будем им пользоваться? “– спросили люди.

“Можно представить себя здоровым и красивым человеком, рассмотреть свой образ и запечатлеть его в своем сердце, а потом вылепить его из глины, – ответил Волшебник. – И постепенно, даже незаметно для себя, вы начнете меняться”.

“Можно научиться слышать внутренний Ритм другого человека, находить соответствие со своим Ритмом, и тогда каждый день будет дарить радость взаимопонимания”.

“Можно научиться видеть в каждом событии Урок для себя, и тогда на смену тревогам и волнениям придут покой и ясность”…

И отправился Волшебник в путь. А люди остались. Они хорошо запомнили слова Волшебника. Жили, слушая свой внутренний Ритм, и очень скоро в каждом из них проснулся Творец. Спокойно и с любовью они каждый день создавали свою жизнь, излучая вокруг добро и радость.

И сейчас, если мы приложим руку к груди, то услышим спокойное биение своего сердца, ритм дыхания. И творец, живущий внутри нас, напомнит о себе теплой волной радости».

А теперь, пожалуйста, сделайте глубокий вдох и выдох.

 

Ответьте себе на вопрос: наши рассуждения о наблюдении стали сейчас вам более понятными и близкими? Если это так, давайте продолжим.

…В старом блокноте наткнулся на запись:

 

NB! ОНИ ГОВОРЯТ МНЕ КАК ПРАВИЛЬНО ЖИТЬ И К ЧЕМУ СТРЕМИТЬСЯ, КОВЫРЯЮТСЯ В МОИХ МОЗГАХ, ДЕЙСТВУЮТ НА ПСИХИКУ И ПРОВОЦИРУЮТ МЕНЯ НА НЕСВОЙСТВЕННЫЕ МНЕ ДЕЙСТВИЯ. КАК ИМ ЭТО УДАЕТСЯ?!

 

… Теперь я уже могу ответить самому себе на этот вопрос. Потому что научился наблюдать за собой. Мне несложно увидеть на каком уровне «работает» манипулятор…

 

Наша способность к наблюдению позволит нам отследить содержание и качество воздействия манипулятора.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.