КЛЯТВА ВТОРОЙ АКАБЫ
В период совершения Хаджа на тринадцатом году пророчества в Мекку приехали многие жители Иасриба, среди которых были как мусульмане, так и многобожники. Мусульмане тайно связались с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и договорились о встрече с ним ночью в один из дней ташрика(35) у Джамрат аль-Акаба(36). Когда назначенное время подошло, мусульмане улеглись спать вместе с другими соплеменниками, а по истечении первой трети ночи стали покидать свою стоянку по одному или по двое, собираясь в условленном месте. Их было семьдесят три человека - шестьдесят два из племени Хазрадж и одиннадцать из племени Аус, не считая еще и двух женщин - Нусайбы бинт Ка'б из племени бану Наджар и Асмы бинт Амр из племени бану Салима. И в назначенное время к ним пришел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в сопровождении своего дяди Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, который в то время еще не принял Ислам, но с охотой, принимал участие в делах племянника. Первым заговорил Аббас, обратившийся к собравшимся с такими словами: "Соплеменники посланника Аллаха продолжают преследовать его, и если вы считаете, что сможете следовать тому, к чему вас призывают, и сумеете защитить его от его противников, то выполните свои обязательства, если же нет, то лучше оставьте его сейчас!" За всех собравшихся ему дал ответ аль-Бара ибн Ma'pyp, который сказал: "Мы намерены в точности выполнить свое обещание, не жалея ради посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, даже самой жизни! Говори же, о посланник Аллаха, и требуй для себя и для твоего Господа, что хочешь!" И тогда свое слово сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который прочитал несколько аятов Корана, воззвал к Аллаху, стал призывать людей к Исламу и потребовал от них для Господа своего следующего: 1. Чтобы они поклонялись только Ему Одному и не веровали больше ни в кого иного.
2. В том, что будете беспрекословно подчиняться и повиноваться мне во всем. 3. В том, что будете расходовать свои средства на нужды Ислама при любых обстоятельствах. 4. В том, что будете повелевать одобряемое Шариатом и запрещать отвергаемое им. 5. В том, что будете все делать ради Аллаха, не боясь никаких упреков. 6. В том, что будете помогать мне, когда я приеду к вам, и защищать меня от того же, от чего защищаете самих себя, своих жен и своих детей, а наградой за что вам послужит Рай. Сообщается, что Убада, да будет доволен им Аллах, сказал: "И мы поклялись также и в том, что впоследствии не станем стремиться силой отнимать власть у тех, кому она будет принадлежать". Выслушав слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, аль-Бара ибн Ma'pyp взял его за руку и сказал: "Да! Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, мы будем защищать тебя от того же, от чего защищаем самих себя, и мы присягаем тебе в этом, ведь мы привыкли к войне и к оружию, которое достается нам по наследству от старших!" Тут его перебил Абу аль-Хайсам ибн ат-Тайхан, сказавший: "О посланник Аллаха! Между нами и этими людьми есть узы(37), которые мы разрываем, но не получится ли так, что когда мы сделаем это, Аллах откроет тебе нечто, и ты вернешься к своим соплеменникам, а нас покинешь?" Услышав это, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, улыбнулся и сказал: "Я порываю с ними окончательно, я - ваш, а вы - мои, и я буду воевать с теми, с кем воюете вы, и мириться с теми, с кем станете мириться вы!" В этот решающий момент вперед вышел Аббас ибн Убада ибн Надала, который сказал: "Да понимаете ли вы, в чем присягаете этому человеку? Вы клянетесь ему в том, что будете готовы воевать против всех, и если при этом вы предадите его из-за утраты своего имущества и гибели своих предводителей, то покроете себя позором и в этом мире, и в мире ином. Если же вы считаете, что сохраните верность ему в любых обстоятельствах, то это будет для вас наилучшим в обоих мирах!" Люди сказали: "Мы берем его к себе, несмотря ни на что, но что нам будет за это, о посланник Аллаха?", на что он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: "Рай". Тогда они сказали: "Давай руку!", и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, протянул им свою руку, а все присутствовавшие поднялись со своих мест, чтобы принести ему присягу. Однако Ас'ад ибн Зурара взял Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за руку и сказал: "Не спешите, о жители Иасриба, и помните о том, что вы имеете дело с посланником Аллаха, и если вы увезете его отсюда, это будет означать, что вы пойдете против всех, что лучшие из вас могут погибнуть и что все остальные направят свои мечи против вас. Если вы сумеете вынести все это, то берите его, и Аллах наградит вас, если же вы боитесь за себя, то лучше покиньте его немедленно, и это будет простительнее для вас пред Аллахом!" На это люди сказали: "О Ас'ад, убери руку, ибо клянемся Аллахом, мы всегда будем верны этой клятве!", и они стали подходить к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, один да другим, принося ему присягу на верность. В большинстве сообщений об этом указывается, что первьм это сделал Ас'ад ибн Зурара, но сообщается также, что первым был Абу аль-Хайсам ибн ат-Тайхан или аль-Бара ибн Ma'pyp. Что же касается женщин, то они не пожимали руку Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а только произносили слова клятвы.
ДВЕНАДЦАТЬ НАКИБОВ После принесения этой присяги посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, потребовал от них избрать двенадцать накибов(38), которые должны были стать его представителями, и они избрали накибами девять хазраджитов и троих ауситов. Накибами из племени Хазрадж стали: 1. Са'д ибн Убада 2. Ас'ад ибн Зурара 3. Са'д ибн ар-Раби' ибн Амру 4. Абдулла ибн Раваха ибн Са'лаба 5. Рафи' ибн Малик ибн аль-Аджлан 6. Аль-Бара ибн Ma'pyp ибн Сахр 7. Абдулла ибн Амру ибн Харам 8. Убада ибн ас-Самит ибн Кайс 9. Аль-Мунзир ибн Амру ибн Хунайс
10. У сайд ибн Худайр ибн Саммак 11. Са'д ибн Хайсама аль-Харис 12. Рифа'а ибн Абд аль-Мунзир ибн Зубайр (а по другим сообщениям, Абуаль-Хайсам ибн ат-Тайхан). А после избрания накибов посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: "Теперь вы должны опекать своих соплеменников подобно тому, как это делали апостолы Исы, сына Марйам, а я буду опекать своих!", они сказали: "Да!" Эта клятва, названная "клятвой второй Акабы", поистине, стала важнейшей из клятв, когда-либо принесенных Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, так как она оказала влияние не только на дальнейшее развитие событий, но и на весь ход истории. Когда клятву принесли все, и люди были уже готовы разойтись, их обнаружил один из шайтанов, во весь голос закричавший: "О люди, что вам до Мухаммада, ведь все пойдут войной против вас?!", но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пригрозил ему, а потом велел людям возвращаться к себе, и они провели остаток ночи на своей стоянке. А наутро к ним явились курайшиты, проведавшие о встрече, чтобы выразить в связи с этим свой протест. Ничего не знавшие многобожники из числа жителей Йасриба сказали: "Вас обманули, ничего такого не было!", а мусульмане промолчали, и курайшиты, поверившие многобожникам, вернулись назад ни с чем. Однако в конце концов курайшиты убедились в том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и в самом деле встречался с мусульманами из Йасриба, послав своих всадников в погоню за ними. Им удалось настичь Са'да ибн Убаду и аль-Мунзира ибн Амра. Аль-Мунзир каким-то чудом смог убежать, что же касается Са'да, то его схватили, связали, избили и волокли за волосы до самой Мекки, где его вызволили аль-Мут'им ибн Ади и аль-Харис ибн Харб, которые сделали это для него в знак благодарности за то, что Са'д оказывал помощь их торговым караванам в Медине. Тем временем ансары(39) уже собирались совершить набег на Мекку, но тут к ним вернулся Са'д, и они вернулись в Медину.
(31) Имя лжепророка, выступившего со своей проповедью после смерти Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. [Назад] (32) Старое название Медины. [Назад] (33) "Камиль" - "совершенный". [Назад] (34) То есть до 619 или 620 года. [Назад] (35) То есть в течение трех дней после десятого числа месяца зу-ль-хиджа, Дня противостояния. [Назад] (36) Так назывался последний из трех идолов, ныне побиваемых камнями во время исполнения обрядов Хаджа. [Назад] (37) Речь идет о соглашениях с иудеями. [Назад] (38) Накиб - представитель; уполномоченный; старшина. [Назад] (39) Ансары - (мн. число от "насир", в русском языке употребляется только во мн. числе) - жители Йасриба (Медины) из племен Аус и Хазрадж, которые в 622 году заключили договор с Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, признали его своим верховным вождем и вероучителем, предоставив ему и мухаджирам (переселившимся) право поселиться в их городе и оказав материальную поддержку. [Назад] ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|