Здавалка
Главная | Обратная связь

Братание междумухаджирами и ансарами



Закладывание основ исламского общества
и мусульманской общины (Уммы)

МЕЧЕТЬ ПРОРОКА,
да благословит его Аллах и приветствует

Обосновавшись в Медине, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, занялся устройством всевозможных религиозных и мирских дел, и вместе с тем продолжал призывать людей к Аллаху.

Первым из числа шагов, предпринятых посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стало строительство мечети. Для этого был куплен принадлежавший двум сиротам участок земли, тот самый, на котором верблюдица Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, опустилась на колени, когда он прибыл в Медину. На этом участке размером примерно сто на сто локтей находились могилы многобожников, какие-то развалины, пальмы и заросли терновника.

Когда земля была куплена, могилы и развалины срыли, а кусты и деревья вырубили. После этого был заложен фундамент мечети глубиной около трех локтей, возведены стены из кирпича и глины и поставлены дверные косяки, которые слоили из камня. Крышу перекрыли пальмовыми ветвями, столбами послужили стволы пальм, а на пол насыпали песок и мелкие камешки. В мечети было три двери, а кибла была ориентирована на север, в сторону Иерусалима. Вместе со всеми мухаджирами и ансарами посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время строительства мечети перетаскивал кирпичи и камни, и при этом все участники строительства декламировали стихи, что придавало людям бодрости.

К мечети были пристроены две комнаты, сложенные из кирпича и камней, а крыши этих комнат были перекрыты пальмовыми стволами и ветвями. Одна из комнат предназначалась для Сауды бинт Зам'а, а другая - для Аиши, да будет доволен Аллах ими обеими, помимо которых у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в то время не было других жен. Что касается Аиши, да будет доволен ею Аллах, то на ней посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, женился, очевидно, в месяце шаввале первого года Хиджры после того, как она прибыла в Медину.

 

АЗАН

После возведения мечети мусульмане стали собираться там для совершения общих Намазов, дожидаясь времени их начала. При этом если некоторые из них приходили слишком рано, то другие, наоборот, опаздывали, и тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, созвал мусульман на совет, чтобы вместе с ними выбрать какой-нибудь знак или сигнал, по которому они могли бы узнавать о времени наступления Намаза.

Один из присутствовавших посоветовал в нужное время разводить огонь, другой - подавать сигнал с помощью трубы, третий - бить в колокол, а Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: "Почему бы вам не поручить кому-нибудь объявлять о начале общего Намаза громким голосом?" Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, понравилось это предложение, и он, да благословит его Аллах и приветствует, принял его. А потом азан (призыв и мольба) увидел во сне Абдулла ибн Зайд Абд Раббихи аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, который рассказал о своем сне Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Выслушав его, он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Это истинное видение!", а потом велел Билалю, у которого был высокий и громкий голос, прокричать его. Билаль сделал это, а через некоторое время к мечети подбежал Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, услышавший слова Билаля. Он сказал: "Клянусь Аллахом, и я видел во сне нечто подобное!", после чего все сомнения отпали окончательно. И с тех пор азан стал одним из неотъемлемых атрибутов религии Ислама.

 

БРАТАНИЕ МЕЖДУ
МУХАДЖИРАМИ И АНСАРАМИ

В силу присущих ансарам врожденных свойств и их природного великодушия они наперебой приглашали мухаджиров поселяться в своих домах и всячески старались оказать им гостеприимство, проявляя себя так, как сказал об этом Всевышний Аллах:

"А жившие в Медине до них и принявшие эту веру любят переселившихся к ним и не испытывают никакой зависти из-за того, что было им дано. Они отдают им предпочтение, даже если сами оказываются в стесненном положении, а одолевшие свою алчность, они и есть преуспевшие." ("Собрание", 9).

А через некоторое время благодаря Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, эта любовь и предпочтение других себе стали еще сильнее, так как по его инициативе ансары побратались с мухаджирами.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объявил ансаров и тех, кому они дали приют, братьями, и всего таких людей набралось сорок пять пар. Сначала они могли даже наследовать друг другу в случае смерти одного из них(44), впоследствии же право наследования было отменено, а узы братства остались. Договор о братании мухаджиров и ансаров, да будет доволен ими Аллах, был заключен в доме Анса ибн Малика, да будет доволен им Аллах.

Самым богатым из ансаров был Са'д ибн ар-Раби', который после заключения этого договора сказал своему названому брату из числа мухаджиров Абд ар-Рахману ибн Ауфу: "Я разделил все свое имущество на две части. Кроме того, у меня есть две жены, подумай же, какая из них тебе больше нравится, и скажи мне, и я разведусь с ней, а когда пройдет положенный срок, ты женишься на ней". В ответ на это Абд ар-Рахман сказал: "Да благословит Аллах твою семью и твое имущество!", а потом он спросил: "Где находится ваш рынок?" И ему указали на рынок племени бану Кайнука(45), после чего он начал торговать там, уже через короткое время заработал достаточно денег и женился на одной женщине из числа ансаров.

 

ЗАКЛАДЫВАНИЕ ОСНОВ ИСЛАМСКОГО ОБЩЕСТВА
И МУСУЛЬМАНСКОЙ ОБЩИНЫ (УММЫ)

Братание между мухаджирами и ансарами явилось актом оформления особых отношений между отдельными людьми, однако поскольку после концентрации мусульман в Медине они стали представлять собой независимую религиозную общину, необходимо было предпринять какие-то меры социального характера с целью определения круга общественных прав и обязанностей людей и акцентирования внимания на том, что именно позволяло рассматривать мусульман как представителей независимой религиозной общины.

Помимо мусульман в Медине имелись еще две группы населения, отличавшиеся от них по своим воззрениям, вероисповеданию, интересам, потребностям, склонностям и устремлениям. Эти группы составляли собой многобожники и иудеи. Благодаря усилиям Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был заключен особый договор о взаимоотношениях между людьми внутри мусульманской общины, а также два других договора: между мусульманами и многобожниками, с одной стороны, и между мусульманами и иудеями, с другой. В первом из вышеупомянутых договорах было письменно зафиксировано следующее:

1. Мусульмане из числа курайшитов и жителей Йасриба, а также те, кто последует за ними, присоединится к ним и будет вместе с ними сражаться за веру, составляют собой единую религиозную общину, отдельную от других людей.

2. Правоверные станут сообща выплачивать виры(46) и выкупать своих согласно прежним обычаям.

3. Мусульмане будут вместе бороться с теми, кто станет сеять меж ними раздоры или притеснять их, даже если такой человек и окажется сыном одного из них.

4. Один верующий не станет убивать другого из-за неверного и не будет помогать неверному против верующего.

5. Покровительство Аллаха едино, и Он берет под Свое покровительство даже самого ничтожного из них.

6. Тем иудеям, которые последуют за ними, будет оказываться помощь и предоставлены равные права.

7. Мир для всех мусульман един(47).

8. Убивший верующего преднамеренно подлежит смерти в качестве воздаяния равным за равное, если только обязанный отомстить за убийство близкого человека не согласится на виру. Что же касается мусульман, то они обязаны выступить против убийцы.

9. Верующий не должен оказывать помощь нарушителю закона и давать ему приют.

10. Если они разойдутся в чем-либо между собой, то обратятся для разрешения спора к Аллаху (то есть к Корану) и к Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.

Кроме того, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил мусульманам различные аспекты братских отношений между людьми в Исламе и призвал к взаимной помощи и поддержке, сплоченности и стремлению к распространению между собой блага во всех его проявлениях, в результате чего мусульманское братство стало высочайшим примером такого рода в истории человечества.

Что касается многобожников, то их в Медине почти не осталось, так как большинство из них во главе со своими предводителями и влиятельными людьми приняли Ислам. Ввиду этого многобожники не могли представлять собой серьезной угрозы для мусульман, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ограничился тем, что взял с них обязательство, согласно которому ни один многобожник не должен был оказывать защиты ни имуществу курайшита, ни ему самому, равно как и выступать ради него против верующего, так как больше опасаться было нечего.

Если же говорить об иудеях, то между ними и Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, было заключено соглашение, включавшее в себя нижеследующие пункты:

1. Иудеи составляют собой одну общину с верующими, но у иудеев своя религия, а у мусульман - своя, и они должны нести свои расходы, а мусульмане - свои.

2. Они должны оказывать друг другу помощь в случае нападения на одну из сторон, заключивших этот договор, а в случае нападения на Йасриб в целом они станут защищать город каждый своими силами.

3. Между ними будут поддерживаться добрососедские отношения, исключающие все греховное.

4. Никому из них не будут предъявляться претензии за грех его союзника.

5. Жертвам притеснений будет оказываться помощь.

6. Во время военных действий иудеи будут участвовать в расходах вместе с мусульманами.

7. Территория Иасриба становится священной для сторон, подписавших данное соглашение(48).

8. В случае возникновения каких бы то ни было споров и конфликтов стороны будут обращаться для их разрешения к Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.

9. Запрещается оказывать курайшитам любую помощь и брать их под свое покровительство.

10. Этот договор не является гарантией защиты ни для кого из тех, кто совершит какую-нибудь несправедливость или грех.

Благодаря заключению вышеупомянутых договоров были урегулированы отношения между мусульманами, многобожниками и иудеями, жившими на территории Иасриба, а Медина с ее окрестностями превратилась в независимое суверенное государство, решающее слово в котором принадлежало мусульманам и которым руководил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Тем временем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал активно обращаться к людям со своим призывом, в чем ему оказывали помощь мусульмане. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто посещал места собраний как мусульман, так и неверных, читая людям аяты Аллаха, воспитывая уверовавших и обучая таких людей Корану и мудрости.


Наверх

 

(44) При этом доля побратима была меньше доли кровного родственника. [Назад]

(45) Члены этого племени исповедовали иудаизм. [Назад]

(46) Компенсации за убийство, ранение или нанесение увечий. [Назад]

(47) Это означало, что в случае начала войны одна часть мусульман не должна замиряться с врагом без согласия другой. [Назад]

(48) Это означало, что на данной территории запрещались любые нарушения закона, решение конфликтов с помощью насильственных методов, охота и т.д. [Назад]







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.