Здавалка
Главная | Обратная связь

Организация учетной и аналитической деятельности на предприятии.



Учетно-аналитическая деятельность на предприятии базируется на бухгалтерской информации. Источниками информации являются учетные и отчетные данные бухгалтерского и других видов учета. Эта информация составляет первую ступень подготовки данных для управленческих решений, вторая ступень — их анализ и оценка.

Учетно-аналитическая система представляет собой сбор, обработку и оценку всех видов информации, потребляемой для принятия управленческих решений на микро- и макроуровнях.

Методически связующим процессом в процессе функционирования учетно-аналитической деятельности является комплексный анализ, так как учет является информационной базой анализа и аудита. При этом осуществляется прямая и обратная связь (рисунок 1).

 

Рис. 1. Бухгалтерский учет как функция управления

 

Планирование — это определение целей и задач, стоящих перед организацией, проектирование результатов и выбор путей их достижения (1).

Бухгалтерский учет производит регистрацию происходящих в процессе деятельности хозяйственных операций (2) и формирует обобщающие показатели фактического выполнения плана (3).

Анализ деятельности производится путем сопоставления плановых (4) и учетных показателей, выявления отклонений (5). Полученная информация об отклонениях используется для выработки управленческих решений и регулирования деятельности объекта управления (6). Кроме того, в блоке анализа формируется информация, необходимая для планирования последующих циклов деятельности организации (7).

Учетно-аналитическая система строиться по принципу хронологии сбора, обработки данных и формирования отчетных документов, от оперативной информации до бухгалтерских балансов и приложений к ним, что представлено в таблице 1.

 

Таблица 1- Состав учетно-аналитической системы бухгалтерии

 

№ п/п Виды учетных документов Методы анализа
Оперативные документы Сравнение с нормативом по внешнему оформлению. Проверка достоверности данных. Логическая оценка показателей
Журнал регистрации хозяйственных операций Проверка хронологии записей. Сравнение данных журнала с данными первичных документов. Группировка хозяйственных операций по видам и адресатам
Проводки по счетам Выбор счетов для соответствующих записей. Группировка операций по счетам. Оценка операций, влияющих на сальдо
Учетные регистры (журналы-ордера, ведомости) Сравнение соответствия данных, приведенных в регистрах, оценка конечных данных по каждой записи
Главная книга Свод данных из журналов и ведомостей. Оценка сводных данных по сгруппированным счетам
Баланс Сравнительный анализ динамики и структуры частей баланса. Расчет и оценка коэффициентов финансового положения и состояния, деловой активности, рентабельности и т.д.
Приложения к балансу Сравнение с нормативными, плановыми документами и в динамике, факторный анализ использования ресурсов

 

Учетно-аналитическая система, действуя непрерывно, повышает качество и расширяет область практического применения учетной информации, положительно влияя, в конечном счете, на качество подготавливаемой и представляемой отчетности и сами отчетные показатели, то есть на эффективность учетной информации для сторонних пользователей. В этом главное назначение и главная суть учетно-аналитической системы, реализацию которой целесообразно возложить на бухгалтера, располагающего первичной учетной и аналитической информацией.

 

 

2. Планирование на предприятии как основная функция управления. Технология планирования, система планов.

Планирование - важнейшая функция менеджмента, которая направлена на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный период в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением. Назначение планирования состоит в стремлении максимально учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие оптимальные условия для развития предприятия. Планирование выполняет следующие функции:

- устанавливает оптимальные показатели хозяйственной деятельности с последующим контролем за их динамикой;

- позволяет объективно оценить потенциал и соотнести его с поставленными целями;

- делает предприятие более подготовленным к внезапным изменениям экономической ситуации;

- выявляет сильные и слабые стороны деятельности предприятия;

- позволяет персоналу разрабатывать стратегии и тактики перспективного и текущего развития предприятия.

Технология планирования представляет собой совокупность конкретных методов и способов разработки планов хозяйственного развития как по предприятию в целом, так и по структурным подразделениям.

Технология предусматривает различные подходы к разработке планов:

- консервативный подход – при разработке плана исходят из сложившихся на предприятии тенденций без учета возможных изменений эконом. ситуации и необходимости повышения эффективности торгового процесса.

- технический подход – при разработке планов использование преимущественно экономико-математических методов, и прежде математических моделей.

- адаптивный подход– план должен быть разработан т.о., чтобы иметь возможность корректировки в случае необходимости, быть достаточно гибким, приспосабливаясь к различным изменениям.

Результатом процесса планирования является система планов. План включает в себя основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. Современные предприятия должны разрабатывать следующие виды планов:

- основные направления деятельности, главным содержанием которых является стратегия на обозримое будущее – 10-15 лет, иногда и более;

- планы развития предприятия на срок от 1 до 5 лет. Их важнейшим содержанием служат перспективы совершенствования производства, переход к новым технологиям;

- тактические планы, регламентирующие текущую деятельность организации;

- программы и планы-проекты, которые носят целевой характер: разработка новой технологии, снижение затрат, проникновение на новые рынки и др.

Первые два - стратегические.

Основные направления деятельности. Этот план является вершиной системы планов, потому что характеризует основное назначение организации, ее цели и стратегии, а также служит ограничением при принятии решений относительно основных направлений деятельности и рынков.

План развития организации. Дает ответ на вопросы: какие условия на товары и услуги организации ожидаются, какие условия и климат нужно создать внутри организации, чтобы облегчить создание новых видов продукции и выявление новых рынков сбыта, каковы имеющиеся ресурсы для создания новых видов продукции и услуг.

Тактические планы. Ориентированы на те мероприятия, с помощью которых выпускаемые товары или услуги производятся и поступают на существующие рынки. Они подкрепляются планами для каждой функциональной зоны: сбыт, финансы, закупки и т.д.

 

 

3. Капитал предприятия: структура, формирование,







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.