Факторы, ее определяющие. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях отрасли.
Одним из основных анализируемых показателей по труду в торговли является производительность труда. Производительность труда характеризует выработку на одного работника в единицу времени.Показателем производительности труда в торговле считается величина товарооборота на одного среднесписочного работника в целом, а также по отдельным категориям.На показатель производительности труда влияет структура товарооборота, уровень цен на товары. ПТ = ∑ТО / Чраб. Существуют натуральный, стоимостной и нормативный методы определения производительности труда. Нормативными показателями производительности труда являются норма времени, норма выработки и норма обслуживания. Норма времени характеризует затраты времени на единицу продукции. Норма выработки характеризует количество продукции (товаров или услуг), произведенных в единицу времени. Норма обслуживания характеризует количество единиц оборудования, площади, которые должны быть обслужены за определенное время. Успешность в трудовой деятельности на предприятиях торговли характеризуется следующими показателями: производительность труда, затраты времени покупателей и качество обслуживания. Все показатели характеризуют эффективность использования трудовых ресурсов. Они тесно связаны между собой. Определяющим среди этих показателей является производительность труда. Уровень производительности труда работников торгового предприятия определяется следующими факторами: 1. Структурой и объемом товарооборота. 2. Широтой ассортимента. 3. Укомплектованностью и текучестью кадров. 4. Организацией их труда и степенью механизации торгового процесса. 5. Квалификацией и профессиональным уровнем работников. На повышение производительности и эффективности труда влияет ряд факторов: 1. Материально-технические факторы, связанные с использованием нового оборудования, прогрессивных технологий и товародвижения, индустриализации, доставкой и перемещением грузов. Совершенствование деятельности торговых предприятий достигается за счет осуществления следующих мероприятий: 1. Замена морально устаревшего оборудования новым. 2. Автоматизация доставки и перемещения грузов. 3. Оснащение предприятия современными весо-измерительными приборами и контрольно-кассовыми аппаратами, внедрение новых технологий товародвижения. 2. Организационно-экономические факторы определяются уровнем организации труда и управления. К ним относятся: совершенствование структуры управления, улучшение оперативного управления торгово-технологическими процессами, внедрение и развитие информационных систем для закупки товаров, развитие услуг, оказываемых покупателям, внедрение передовых методов и приемов труда, расширение сферы нормирования труда, внедрение гибких форм организации труда, совершенствование системы экономического стимулирования работников. 3. Социально-психологические факторы определяются социально-демографическим составом трудовых коллективов, уровнем подготовки работников, стилем управления.
9. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объем продаж при планировании.
ТО – это выручка от продажи товаров в денежном выражении за определенный период времени (за 1 день – однодневный ТО, за 1 месяц – месячный ТО). Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации: - юр. л., осущ. рознич. торговлю и организацию обществен. питания; - физ. лицами, осущ. продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Состав ТО изучается по видам продаж, организационным формам, формам обслуживания, формам оплаты. По видам продаж ТО: розничный (населению и юр. л.); мелко-опт., оптовый. По организац. формам: стационарной сети; передвижной торговли; по образцам, каталогам; по предварительный заказам. По формам обслуживания: традиционный способ; самообслуживание; посылочная торговля. По форме оплаты: за налич. расчет; по кредитным карточкам и расчетным чекам; по безналичному расчету, продажа в кредит. Анализ розничного товарооборота позволяет определить, в какой степени выполнен план товарооборота и удовлетворен спрос покупателей, какие изменения произошли в товарообороте за отчетный период и чем они вызваны, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота. Анализ розничного товарооборота базируется на информации бухгалтерской, статистической, оперативной отчетности. Направления анализа ТО: - анализ динамики ТО; - анализ ТО по составу; - анализ ТО по структуре ассортимента; - факторный анализ ТО, к-ый вкл. в себя: анализ влияния товарного обеспечения на объем продаж; анализ влияния скорости обращения товаров на объем продаж; анализ влияния обеспеченности пред-тия основными средствами и эффективности их использования; анализ влияния изменения численности персонала и производительности труда; - оценка критического объема продаж. План розничного товарооборота должен обеспечить удовлетворение потребностей населения и необходимый размер прибыли. Методика планирования розничного товарооборота, исходя из размера прибыли. На первом этапе определяется величина прибыли, остающейся в распоряжении предприятия для финансирования прироста основных фондов, финансирования собственных оборотных средств, создания резерва, погашения кредитов, приобретения ценных бумаг. На втором этапе рассчитанная сумма прибыли сопоставляется с возможностями ее получения при планируемом объеме деятельности, для чего определяется необходимый размер валовых доходов и допустимый уровень издержек обращения. На третьем этапе рассчитываются все остальные показатели финансово-хозяйственной деятельности (объем и структура товарного обеспечения, необходимая численность работников, погашение кредитов). Методика расчета товарооборота основана на оптимизации планового объема розничного товарооборота и определении его максимальной величины по отдельным видам ограниченных ресурсов (площадь торгового зала, товарные запасы, трудовые ресурсы). Нормативный метод или метод технико-экономических расчетов. Используются нормативы товарооборота на 1м2 торговой площади или показатели лучших предприятий торговли, имеющих сопоставимые условия деятельности. При этом следует учитывать особенности работы торгового предприятия и корректировать нормативы на ряд показателей или коэффициентов (коэффициент средней стоимости покупки, интенсивность покупательских потоков). Методика расчета товарооборота на основе платежеспособного спроса. По методике к объему товарооборота за месяц предшествующего периода прибавляют размер неудовлетворенного спроса и прирост товарооборота в связи с ростом денежных доходов населения в планируемом периоде. Планирование товарооборота в зависимости от местонахождения магазина: величина зоны обслуживания находится в прямой зависимости от расстояния до конкурирующего торгового предприятия и в обратной – от величины предприятия-конкурентов. Она постоянно меняется, на нее влияет структура транспортных коммуникаций, административные и законодательные ограничения. На величину товарооборота влияет продажа взаимозаменяемых товаров, близко расположенными друг к другу магазинами. При планировании розничного товарооборота учитываются следующие изменения в зоне обслуживания: открытие/закрытие магазинов, ввод в действие нового жилищного фонда, рост среднегодового числа посетителей.
10. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование. Оптовый ТО пред. собой реализацию товаров крупными партиями предприятиям роз. торговли и общественного питания для последующей продажи населению, предприятиям и учреждениям – для производственных целей и внерыночного потребления. Классификация опт. ТО: 1) по назначению: - ТО по реализации – это продажа товаров предприятиям розничной торговли, массового питания, поставки внерыночным потребителям, экспорт; - внутрисистемный ТО – используется, как правило, для маневра товарными ресурсами и присущ крупным коммерческим структурам. Опт. ТО по реализации характеризует процесс непосредственной оптовой продажи товаров, а внутрисистемный ТО – движение товаров между звеньями опт. торговли. 2) по организации товародвижения: - складской – продажа товаров со складов опт. предприятий; - транзитный – это поставка товаров производителями непосредственно розничной торговле, минуя складские звенья. Торговая деятельность опт. предприятий характеризуется степенью выполнения планов и динамикой опт. ТО. Анализ торговой деятельности оптовых предприятий заключается в выявление и изучение резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения. В процессе анализа необходимо дать оценку выполнения планов опт. ТО и поставки товаров покупателям; изучить их в динамике; выявить и определить влияние факторов на развитие оптового ТО; изучить причины недостатков в торгово–коммерческой деятельности и разработать меры по их устранению и предупреждению; определить стратегию и тактику маркетинговой деятельности опт. предприятия. Источниками анализа оптового предприятия является информация бухгалтерской, статистической, оперативной отчетности. Анализ опт. ТО начинается с анализа изменений общего объема продаж в отчетном периоде в сопоставлении с расчетными данными или с показателями за прошлые периоды. Анализ поступления отдельным поставщикам проводится как по объему выполненных заказов, так и по структуре, срокам и качеству продукции. Результаты анализа служат базой для оценки степени выполнения заключенных контрактов на поставку товаров. При организации завоза товаров на оптовые склада, а также доставке товаров покупателям опт. предприятие заинтересовано в максимальной рациональности перевозок. Это особенно важно при использовании собственного автотранспорта. Заключительный этап анализа – исследование состояния товарных запасов предприятия. Любое предприятие в условиях рыночной экономики постоянно осуществляет планирование своей деятельности. Результатом проведения плановой работы является постоянно обновляемый документ – бизнес-план предприятия. В рамках бизнес-плана опт. предприятия представлены прогнозные величины основных показателей деятельности – прибыли, продаж, издержек и т.п.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|