Использование фактов, примеров из жизни данного воинского коллектива, региона, где он дислоцируется.
Сам по себе рассказ - это монолог. Значит, руководителю занятия мало знать, что рассказать, надо уметь говорить так, чтобы каждое слово доходило до слушателей, воздействовало на их ум, волю, чувства, побуждало к положительным поступкам. Руководителю занятия надо научиться сочетать нужное и в то же время интересное содержание рассказа, безупречную методику изложения этого содержания и тесный контакт с аудиторией. Обычно, трудности связаны с необходимостью распределять свое внимание между этими тремя задачами. Между тем, преодолеть их можно при условии, если руководитель группы психологически умело вошел в роль человека, знающего немало интересных и полезных сведений и готового поделиться ими с собеседниками-слушателями. Изложение материала должно звучать естественно, непринужденно, так, как - будто один человек рассказывает другому интересную историю. Для этого нужны следующие условия: хорошее знание предмета рассказа, искреннее желание поделиться своими знаниями со слушателями, умение пользоваться определенными приемами устного изложения. В практике проведения занятий по государственно-правовой подготовке сложились несколько приемов рассказа: - описательно - иллюстрирующий; - схематичный, конспективный; - повествующий, сюжетный; - рассуждающий; - проблемный. Все эти приемы имеют различное назначение и в зависимости от содержания материала могут производить на слушателей различное воздействие. Что собой представляют эти приемы рассказа?
Описательно - иллюстрирующее изложение является наиболее простым, и естественно самым доступным для любого руководителя занятия. При этом руководитель поступает следующим образом: берет готовый источник информации и последовательно раскрывает его содержание, стараясь оживлять рассказ примерами из жизни страны, армии, конкретного подразделения Конспективный, схематичный рассказ представляет собой краткое и четкое изложение основных теоретических положений, необходимых для прочного усвоения, с наглядными иллюстрациями на фактическом материале. Повествующий рассказ в психологическом отношении гораздо богаче, чем другие формы. Здесь обобщенные знания, необходимые для твердого усвоения, даются на базе живого устного описания событий с приложением достаточного количества фактического материала. Рассуждающий и проблемный приемы рассказа-наиболее сложные приемы изложения материала. При применении данного приема в обучении существует правило: раньше, чем сказать слушателям «потому» и «отсюда», следует вызвать с их стороны вопросы «почему» и «откуда». Это правило требует от
«Активные формы обучения слушателей групп государственно-правовой подготовки»
Основные вопросы: 1. Применение активных форм обучения в системе ГПП, в ходе проведения культурно-досуговых мероприятий, в часы воспитательной работы. 2. Некоторые формы и методы обучения слушателей. 3. Методика проведения некоторых игр: - деловая игра; - метод «мозговой атаки»; - метод «круглый стол»; - деловой спор; - по типу «Поле чудес».
Активные формы обучения. 1. Деловые игры – используются для тренировки, развития творческого мышления, формирования практических умений и навыков, повышают интерес к занятиям. Это – наиболее перспективный метод обучения. Деловая игра – в определенном смысле репетиция служебной или общественной деятельности человека. Она дает возможность проиграть практически любую конкретную ситуацию в лицах, что позволяет лучше понять психологию людей, встать на их место, понять, что ими движет в тот или иной момент реального события. В системе активного обучения используется 5 модификаций деловой игры. 1. Имитационные игры – на занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначение имитируемых объектов, положения, определяющие специфику имитируемой деятельности, описание обстановки, в которой происходит событие. II. Метод «мозговой атаки». Область применения этого метода широка – от научно-технических и экономических проблем до социальных, психолого-педагогических. В наше время нашел применение в учебном процессе. Он способствует развитию динамичности мыслительных процессов, способности абстрагироваться от объективных условий и существующих ограничений, формирует умение сосредоточиться на какой-либо узкой актуальной цели и т.д. III. Методы «круглого стола». В основе принцип коллективного обсуждения проблем. Аналогии этого метода – семинар, дискуссия, обсуждение и т.п. В процессе коллективной работы за «круглым столом» вместе с приглашенными специалистами слушатели обмениваются информацией, усваивают новые знания, учатся спорить, убеждать, анализировать, слушать. «Круглый стол» - это эффективный метод активного обучения. Методы «круглого стола» объединяются в 3 группы: 1. Учебные семинары: Деловой спор Большое значение в процессе воздействия на людей или группы людей, на их активность, поведение в целях координации их деятельности в процессе управления отводится деловому спору. Необходимость использования коммуникативных методов: - обоснования (приведения причин и мотивов); - доказательства (подтверждение истины на основании логических выводов из предложений); - определения (подтверждение ошибочности суждения за счет приведения соответствующих данных о предмете обсуждения) – объясняется предвзятым отношением сотрудников к запланированному внедрению новшеств.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|