Двадцать рекомендаций аудитору по организации и технике беседы
1) Выбор собеседника следует производить из числа тех, кто непосредственно осуществляет аудитируемую деятельность. Желательно, чтобы это были сотрудники разных должностных уровней управления. В процессе планирования аудиторской проверки следует предусматривать беседы с владельцем или руководителем процесса и при необходимости - с поставщиком и потребителем процесса. 2) Каждая беседа должна проводиться только с одним сотрудником; беседа сразу с несколькими сотрудниками, как правило, малоэффективна. 3) Причины и темы беседы должны быть сообщены сотруднику до начала беседы. 4) Беседа должна проводиться в манере, отвечающей ситуации (обстановке) и личности собеседника. Желательно, чтобы во время беседы аудитор и собеседник были по возможности изолированы от внешних помех. 5) Беседа должна проводиться только в обычное рабочее время, на обычном рабочем месте сотрудника. 6) Беседа может быть начата с просьбы к собеседнику описать его повседневную работу (порядок ее выполнения, обеспеченность ресурсами, установленные требования, критерии и методы оценки качества работы). 7) Если беседа ведется сразу двумя (или более) аудиторами, то вопросы должен ставить преимущественно один из них, а другой - делать записи (именно в ходе беседы, а не после нее). 8) В ходе беседы аудитор может остановить собеседника, но только в том случае, если он явно отвлекся от темы. Однако делать это надо таким образом, чтобы у собеседника не сложилось впечатления о малозначимости даваемой им информации. 9) Для организации беседы большое значение имеет правильный выбор способа формулирования вопроса (смотри таблицу с типами вопросов). 10) В ходе беседы аудитор должен помнить о том, что свидетельства собеседника могут рассматриваться как объективные только тогда, когда они подтверждаются соответствующими фактами. В противном случае они носят субъективный характер и поэтому крайне затруднительны для использования в аудиторских доказательствах. 11) В ходе беседы следует использовать вопросы, начинающиеся со слов «Что», «Кто», «Где», «Когда», «Как», «Почему» и «Не могли бы Вы мне это показать, пожалуйста?» (эти слова-вопросы английские специалисты считают словами-помощниками аудитора). Вопрос «что?» подразумевает ответ, раскрывающий понимание собеседником предмета обсуждения. Вопрос «кто?» подразумевает ответ, раскрывающий, какое должностное лицо выполняет обсуждаемую работу. Вопрос «где?» подразумевает ответ о месте выполнения работы. Вопрос «когда?» подразумевает ответ, на каком этапе процедуры выполняется действие. Вопрос «как?» подразумевает ответ о методе и способе работы. Вопрос «почему?» подразумевает ответ, раскрывающий причину события. Просьба «покажите» дает возможность аудитору получить наглядное подтверждение той информации, которая содержится в ответах собеседника. 12) Вопросы аудитора не должны носить предвзятый характер, поскольку ответы на них могут быть также предвзятыми. 13) Аудитор не должен сам отвечать на поставленные им вопросы. 14) В ходе беседы не следует применять терминологию, непонятную собеседнику. Если возникает необходимость использования специального термина, то его смысл должен быть разъяснен собеседнику. 15) Беседа, проводимая на рабочем месте, не должна быть продолжительной, чтобы не вызвать нервозность собеседника. 16) Выявленные в ходе беседы несоответствия (существующие или потенциальные) должны фиксироваться в журнале аудитора (проверочном листе) с непременной ссылкой на невыполняемый пункт (раздел) нормативного документа. 17) Аудитор должен подытожить полученную в ходе беседы информацию, сформулировать главные (позитивные и негативные) впечатления и опорные моменты. Допустимо позволить собеседнику прочесть сделанные аудитором замечания. 18) По завершению беседы аудитор должен поблагодарить собеседника за содействие и сотрудничество. 19) Информация, полученная в ходе беседы, должна анализироваться путем ее сопоставления с информацией на данную тему, полученной из бесед с другими сотрудниками, и личными наблюдениями аудитора. 20) Следует иметь в виду, что причины неудачной беседы могут быть в самом аудиторе: нечеткие вопросы, перенасыщенная специальными терминами речь, плохая настроенность на беседу, желание услышать в ответах то, что ожидаешь, неправильная линия поведения. Наиболее важная с позиции аудитора информация, получаемая в ходе опроса, фиксируется в контрольном вопроснике или в журнале аудитора. Аудитор не несет ответственности за представляемую ему сотрудниками аудитируемого подразделения информацию, так как это не входит в сферу его ответственности. Но он может сомневаться в достоверности получаемой информации. В этом случае он должен запросить дополнительную информацию с тем, чтобы принять правильное решение о достоверности информации. В случаях, если полученная информация недостаточна для подтверждения соответствия, ведущий аудитор должен поставить об этом в известность руководителя службы внутреннего аудита с целью определения последующих действий. Такими действиями могут быть: пересмотр плана проверки, ее прекращение или изменение цели проверки.
Осмотр
Осмотр - обследование, сделанное в ходе проверки и основанное на зрительном восприятии аудитора. Известно, что благодаря зрению, человек получает до 85% поступающей к нему информации. В ходе осмотра аудитор ищет главным образом материальные доказательства соответствия. Это особенно важно при проверке, проводимой в производственных помещениях, в лабораториях, на складах хранения продукции и т.п. Рисунок 16 - Основные направления осмотра
Доказательство
Доказательство – неопровержимый факт или довод, подтверждающий истинность чего-либо. Любое аудиторское доказательство состоит из тезиса и аргумента. Тезис – суждение, истинность которого должна быть доказана. Аргумент – наиболее убедительное основание, приводимое для доказательства тезиса. Например, проверяемый сотрудник заявил, что требования стандартов соблюдаются. (Это тезис). Аудитор просит подтвердить это высказывание документально. Сотрудник приносит необходимые документы, и аудитор, после их изучения, соглашается с этим выводом. Несоблюдение требований к доказательству обесценивает работу аудитора и результат аудита. Значимыми характеристиками аудиторского доказательства являются его достоверность и достаточность. Доказательство считается достоверным, если оно вызывает доверие аудитора. Достаточность доказательства определяется его полнотой, что в большой мере зависит от объема собранной информации. Доказательства могут считаться объективными, если они документально или визуально подтверждаются, основываются на фактах, полученных путем наблюдения, измерения, испытания и других средств. Аудитор не должен подвергать сомнению достоверность предоставленных документов.
Анализ документов
Объектами анализа выступают: - документы системы менеджмента качества и (или) экологии, распространяющиеся на деятельность аудитируемого подразделения или процесса; - записи об осуществлении установленного процесса или деятельности и о достигнутых результатах. Анализ документации носит выборочный характер, поскольку ограниченность времени и ресурсов проверки не позволяет аудитору проанализировать каждый лист документа или каждый компьютерный файл с записью, особенно при большом объеме проверяемой документации. Вопрос об объеме выборки решается аудитором, отдавать решение данного вопроса аудитируемому подразделению недопустимо. Выборка документов должна быть максимально показательной. Для определения объема выборки проверяемых документов не существует установленных правил. При объеме документов порядка 100 экземпляров представительной выборкой может считаться 20%. Но уже при количестве экземпляров более 300, объем выборки может быть уменьшен до 10%. Проверка документов и записей предусматривает как анализ их содержания, так и порядок управления документацией и записями. Наиболее значимые результаты анализа документации, включая сбор информации, должны отражаться в журнале аудитора.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|