Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал



Основные понятия и категории: население, воспроизводство населения, виды движения населения, типы и режимы воспроизводства населения, трудовые ресурсы, экономически активное и экономически не активное население, трудовой потенциал.

 

Начиная изучение этой темы нужно знать, что население – это естественно, исторически складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе производства и воспроизводства жизни совокупность людей, проживающая на определенной территории. Следует уметь раскрыть, почему население выступает источником ресурсов для труда, носителем определенных социально-экономических отношений и потребителем, который формирует спрос.

Процесс воспроизводства населения представляет собой процесс непрерывного возобновления поколений людей в результате взаимодействия рождаемости и смертности. Различают виды движения, населения, типы и режимы воспроизводства. Эти процессы предопределяют динамику населения и влияют на объем и качество ресурсов для труда, поэтому студентам следует знать определение и сущность этих процессов. Выделяют: естественное, механического (миграционное), социальное и экономическое движения. В естественном движении населения выделяют традиционный (экстенсивный) и современный (интенсивный) типы воспроизводства населения. Необходимо знать основные черты каждого типа воспроизводства. Кроме того, следует различать такие режимы воспроизводства населения: расширенный, простой, суженный.

Все виды движений населения взаимозависимы и в совокупности определяют количественные и качественные характеристики населения. На процессы воспроизводства населения преимущественно влияют такие факторы: уровень жизни; демографическая политика; состояние окружающей среды; качество здравоохранения и медицинское обслуживание; санитарная культура населения и т.п.

Надо знать, что соответственно рекомендациям МОТ и международных конференций статистиков по труду все население делится на экономически активное и экономически неактивное. Эти понятия охватывают определенные слои населения в зависимости от его участия в общественном производстве и возраста (с 15 до 70 лет). Такое деление населения дает представление о реальных ресурсах труда в обществе.

Следует обратить внимание, что национальная статистика в структуре населения выделяет определенную его часть, которая попадает под категорию “трудовые ресурсы”. Эта категория традиционно используется в нашей стране для целей учета, анализа и планирования ресурсов труда. Надо знать, что трудовые ресурсы – это часть населения, которая характеризуется физическими и умственными способностями к труду. Трудовые ресурсы охватывают население трудоспособного возраста (женщин с 16 до 54 лет, мужчин – с 15 до 59 лет), за исключением неработающих инвалидов І и ІІ группы и неработающих лиц трудоспособного возраста, которые получают пенсию на льготных условиях. К трудовым ресурсам относят также работающих пенсионеров и работающих подростков (от 14 до 18 лет).

Важно уяснить соотношение категорий “трудовые ресурсы” и “экономически активное население”.

Необходимо знать, что на численность трудовых ресурсов влияют демографические факторы, а также, законодательно установленная граница пенсионного возраста. Учитывая, что по прогнозам, после 2010 г. в Украине ожидается уменьшение численности трудоспособного населения, следует особое внимание обратить на необходимость качественного улучшения трудовых ресурсов.

Необходимо рассмотреть влияние демографической политики государства на изменения численности трудовых ресурсов, основные ее направления и методы влияния на демографические процессы. Основное внимание следует уделить таким направлениям, как стимулирование рождаемости, укрепление семьи, снижение заболеваемости и смертности, укрепление здоровья нации. Важнейшим фактором реализации этих направлений есть социальный, предполагающий устранение негативных явлений в нашей жизни: уровня обнищания населения, неуверенности в будущем, недосягаемости качественного медицинского обслуживания, невозможности приобретения медикаментов из-за их дороговизны и др.

Необходимо знать, как влияет на качественный состав трудовых ресурсов уровень образования населения и понимать, что чем выше уровень развития личностного фактора, тем интенсивнее совершенствуются и более продуктивно используются овеществленные факторы производства.

Особое влияние на качество трудовых ресурсов оказывает профессионально - квалификационный состав рабочей силы. Следует изучить такие направления обеспечения соответствия вещественного и личностного факторов как производственное, воспроизводственное, личностное.

Большое значение для раскрытия темы имеет определение структуры трудовых ресурсов по демографическим, социальным, экономическим, профессионально - квалификационным признакам.

Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями: абсолютный прирост, темпы роста, темпы прироста. Эти статистические показатели используются для решения задач, поэтому следует овладеть методикой их расчета.

Важным аспектом рассмотрения динамики трудовых ресурсов является изучение соотношения изменений в численности трудовых ресурсов и численности населения. Эти изменения не одновременные и разнонаправленные.

Рассматривая сущность категории “трудовой потенциал” надо раскрыть ее взаимосвязь с категорией “трудовые ресурсы”. Следует иметь в виду, что потенциал представляет собой обобщенную характеристику трудовых ресурсов в увязке с местом и со временем. Надо знать компоненты трудового потенциала на разных уровнях его определения (отдельного работника, предприятия, общества) и соответствующие им показатели.

Заканчивая рассмотрение материала этой темы, необходимо изучить основные тенденции в динамике численности населения и в его структуре в Украине и во всем мире. Для Украины характерными являются: снижение численности за счет отрицательного естественного движения населения; прогрессирующее постарение населения; снижение средней продолжительности жизни населения.

 

Литература

Основная: 13,15,16, 19. Дополнительная:1,3,24.

 

Вопросы и задания для контроля знаний:

1. Раскройте понятие «население». С какой точки зрения изучает экономика труда население.

2. Что понимается под воспроизводством населения? Раскройте виды и сущность движения, типов и режимов воспроизводства населения.

3. Дайте определение категориям «трудовые ресурсы», «экономически активное» и «экономически неактивное население». Объясните их различие.

4. Раскройте тенденции в структуре и численности трудовых ресурсов в Украине.

5. Что такое трудовой потенциал? Какие его компоненты и уровни? Перечислите показатели трудового потенциала работника, предприятия, страны.

6. Какова динамика развития населения в различных странах?

7. Дайте ответы на тесты №№23 – 47 [25].

8. Решите задачи №№ 3, 6 [25].

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.