Здавалка
Главная | Обратная связь

Церковь великомученика Георгия



ЦЕРКВИ МЕЖЕВСКОГО РАЙОНА

 

 

Село, по В.И. Далю, это обустроенное и заселенное крестьянами место, в котором есть церковь. Именно с постройки церкви в 1242 г. в честь Великомученика Георгия (Георгия Победоносца) и начинается история села Георгиевского. Основали село славяне. Сначала были построены деревянная церковь и небольшой погост. Славянские племена постепенно слились с местными племенами, жившими на территории Межи еще с 6-8 веков. Языческие меря, марэ, черемисы постепенно были обращены в православие.

Деревянная Георгиевская церковь неоднократно подвергалась пожарам и вновь отстраивалась. От деревянной церкви сохранились лишь те захоронения, что были сделаны на ее территории, да надгробные камни.

В 1820 году была выстроена церковь Георгия Победоносца в каменном исполнении. Строилась она на средства помещика Фигнера Владимира Самуиловича и частично на средства прихожан. Но так как В. Фигнер умер раньше, чем было закончено строительство, то для семьи не был предусмотрен семейный склеп.

От церкви на 1/2 версты (верста = 1,0668 км) было кладбище, окопанное канавой и обнесенное деревянной оградой. На территории церкви слева были захоронены Владимир Фигнер и его жена Каролина, о чем свидетельствует надгробие из лабрадорита (черного мрамора), заказанное их сыном Аполлоном Фигнером (это надгробие теперь находится возле здания музея). Чуть поодаль под каменной плитой лежало тело придворного камер-фурьера Павла Ивановича Нестерова ( деда Владимира Фигнера по материнской линии, служившего еще при дворе Елизаветы Петровны и Екатерины II). Над ней стоял огромный надгробный камень. В отличие от Фигнеровского надгробия дальнейшая судьба этого камня более печальна. Он долгое время находился у входа в магазин, о него вытирали ноги, а теперь он почти полностью ушел в землю.

Слева от центрального входа в церковь хоронили священнослужителей и причт (так называли людей, служивших при церкви).

Каменная церковь снаружи имела крестообразный вид. Сейчас по тому, что осталось от церкви, невозможно представить, какой она была красивой и величавой. Восьмиглавая центральная часть была выстроена в два этажа над землей. Кресты на всех восьми главах железные, цельные, четырехконечные. У главной и юго-западной глав были устроены железные цепи, под всеми крестами - полулуния без надписей. В церкви были холодное и теплое помещения. Она относилась ко второму классу и имела три престола:

- Воскресения Иисуса Христа из мертвых;

- Сретения Господня (в теплой части на правой стороне);

- Великомученика Георгия (в теплой части на левой стороне).

Алтарь в холодной церкви одночастный, отделенный от церкви особой аркой, полукруглый, а в теплых престолах по правую и левую сторону алтари имеют вид небольшого углового полукружия. Престолы во всех трех алтарях деревянные четвероугольные.

Иконостас был столярной древней работы вертикально прямой, с колоннами, с резьбой в несколько ярусов и по резьбе вызолочен.

Колокольня при церкви была каменная, соединенная с церковью. Тогда в России все колокольни строились соединенные с церковью. Колокольни самостоятельные, отдельно от церкви стали ставить начиная со второй половины 19-го века. Глава на колокольне была деревянная, обитая листовым железом, крест железный, четвероконечный. На колоколах особых изображений, названий, надписей не было.

Церковные стены изнутри не были расписаны, а лишь оштукатурены и побелены. Никаких фресок под штукатуркой позднее не было открыто. (Так описывает внешний и внутренний вид церковная летопись 1869-1905 г.г.)

Древних икон в церкви было две. Распятый Спаситель мира Господь Иисус Христос в терновом венце с предстоящими пред ним Пресвятою Девой Богородицей, со святым Апостолом и Евангелистом Иоаном Богословом и двумя ангелами по сторонам с чашами в руках. Икона выполнена в резном виде. И вторая древняя икона, вынесенная из деревянного храма во время пожара, - икона во имя святого Великомученика Георгия.

В церкви было большое Евангелие, которое весило один пуд 32 фунта. Внешне оно было оформлено в традиционной манере - вычеканенные серебряные и позолоченные средник и наугольники.

Приписных к Георгиевскому приходу церквей в округе не было. Но в деревнях: Поденьевица, Колодезная (верхняя), Козлиха, Тетеревиха, “дикая” Колодезная, Ателевица, Дубовиха, Никулино, Савинская и Плоская - были построены часовни. Две из них каменные, а прочие - деревянные. Они строились на средства прихожан.

Всего в Георгиевском приходе было 97 селений. Причта (т.е. служителей) по штату имелось: два священника, дьякон, два дьячка, псаломщики.

В разное время состав причта менялся. Казенное жалованье было назначено:1-му священнику - 114 р. 12 к.; 2-му священнику - 105 р. 84 к.; дьякону - 52 р. 92 к.; псаломщику - 35 р. 28 к.. Если были третий и четвертый священники, то они казенное жалованье не получали. Им платили из доходов церкви. Жилье для причта и другие нужды также оплачивались из доходов.

1861 году старший священник Евгений Соболев открыл при церкви училище, которое существовало до 1864 года. Обучение велось на средства родителей. Всего было обучено 70 человек, в основном - мальчики.

А с 1866 по 1868 училище открыл младший священник Николай Смирнов в собственном доме. Оно содержалось на средства родителей и частично на его личные средства.

В обучении находилось 9 мальчиков и три девочки. Большой вклад в развитие Георгиевской церкви, да и в жизнь людей внес священник Николай Смирнов. Сам он обучался в Костромской семинарии. В нашей церкви служил с 28 июля 1837 года по 28 ноября 1904. В то время при церкви была библиотека, а также каменные торговые ряды.

В 1867 г. помещик Аполлон Фигнер пожаловал в вечное пользование причту церкви за поминовение его родителей 62 десятины 125 саженей сенокосной и лесной земли.

Количество прихожан в разные годы было различным. Есть данные на 1863 год. Мужского пола прихожан было 2495 человек, женского 2887 человек. Прихожане имели “усердие к храму божию”. Оно выражалось в пожертвованиях на нужды и для украшения его. Так на средства прихожан в 1873 году вместо старого деревянного алтаря в честь Воскресения Христова был построен новый, каменный. В этом же году благотворителями, пожелавшими остаться неизвестными, сделаны пожертвования на позолочение резьбы, колонн и рамок у икон, а также фарфоровую свечу и искусственные цветы для украшения иконы Владимирской Божией Матери.

Прихожане соблюдали посты, обычаи. Вот несколько эпизодов, описанных в летописи. В праздник 3 ноября в честь Святого и Славного Великомученика Победоносца и Чудотворца Георгия, вследствие появления множества волков, истреблявших скот, имелся обычай у прихожан привозить к церкви говядину, пиво, пироги для угощения нищих и раздачи им же оставшегося от угощения.

А 1 июля прихожане считали своим долгом приносить в церковь сыр и яйца, и, по обычаю, после литургии и после молебна Святым Бессребреникам Косьме и Димеану читалась молитва на благословение сыра и яиц, которые после окроплялись святой водой.

Церковь работала до 1936 года, когда с нее стали снимать колокола, кресты. Судьба церковного имущества икон, книг не известна. А само здание было переоборудовано под склады, зернохранилище и просто подсобные помещения, что, естественно, привело внутреннюю и наружную части в негодность.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.