Здавалка
Главная | Обратная связь

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВСКОЙ БОГОМАТЕРИ



 

Стоитв километре от деревни Селино в с. Покров церковь, построенная в честь Покровской Богоматери. Строилась 10 лет. Строилась на средства прихожан - жителей окрестных деревень. Это самая молодая церковь из межевских, т. к. относится к постройке начала 20 века - 1908-1912 гг.

Открылась она в канун праздника Покровской Богоматери. Воистину великий день для всех верующих, которые чем могли, тем и помогали. Кто денег давал, кто натуральными продуктами: яйцами, хлебом, медом, мясом, полотнами домоткаными и т.д. Все это продавали и на вырученные деньги строили. Большой вклад внесли братья Крутиковы - торговцы хлебом и дегтем. Это благодаря именно их ходатайству дано было величайшее разрешение Епархии русской православной Церкви на строительство сего храма.

Нет уже в живых ни одного человека, кто застал время строительства храма, но благодаря краеведам из Селина под руководством Н.И. Артемовой мы имеем возможность узнать некоторые моменты, связанные с постройкой церкви Покрова. Именно они записали воспоминания старожилов.

Как вспоминает И.П. Артемов: “Благодарны были прихожане человеку из Кологрива, который пожертвовал на церковь 85 рублей. По тем временам сумма немалая - корова стоила - 25 рублей. Помогли жители окрестных деревень, села Никола”.

Наверное, только так, на энтузиазме верующих, на их огромном желании с Божьей помощью можно было построить такой великолепный храм.

Фото 2004 года

 

Кирпич делали сами, прямо у церкви, тут же копали глину, песок, добавляли яйца. Для людей все тогда казалось чудесным, необыкновенным. О.И. Оленева вспоминала услышанное от кого-то: “Был человек необыкновенный при строительстве: постучит наверху постройки по кирпичу палочкой и, на удивление всех присутствующих, яйца для закрепления кирпича тут же оказывались наверху”.

Иконостас писали иконописцы прямо на месте. Часть икон закупали на пожертвования от полотенец, скатертей, которые продавали Ефим Павлов и Мигунов, долго прислуживавшие при церкви.

 

Церковь Покровской Богоматери имела два престола:

Покровский (левый);

Троицкий (правый).

Внутри были сводчатые потолки, стены расписные. Престолы разделял центральный столб.

В левом молились верующие после Покрова, а в правом - после Троицы. В церкви имелись 2 старинные иконы. Первая - Покровской Богоматери. Она по размерам самая большая. И вторая - это икона Святой Троицы. Она чуть поменьше.

“На колокольне было пять колоколов: один большой и четыре маленьких, которые, к сожалению, в 50-е годы были кем-то тайно сняты”, - рассказывает Н.Н. Соколов. «Звон колоколов разносился далеко по округе, - вспоминает М. Г. Соколова. - Запомнился и искусный звонарь Егор Скородумов. До него звонарем был дьяк Перепелкин».

Позднее к церкви была пристроена паперть, обнесенная деревянной оградой. Здесь после смерти были захоронены тела пятерых строителей храма, братьев Крутиковых, а также людей, которые имели средства выкупить себе место возле церкви для захоронения.

Первый священнослужитель церкви - Евгений Александрович Бартеньев. Батюшка жил рядом с церковью в сторожке, состоящей из двух половин. Во второй ночевали прихожане. После уезда отца Евгения до Великой Отечественной войны служил “Черный поп”, прозванный так за цвет волос.

В войну церковь была закрыта. В то время священником был Федор Иванович Соколов. В 1947 году ее открыли вновь. Позже, после уезда отца Федора в 1954 г., служили отец Михаил, отец Алексей, отец Василий и отец Михаил (еще один).

Приход в с. Покров был большой. Шли верующие из деревень: Петровки, Окатова, Сергеева, Абрамова, села Георгиевского и др. окрестных населенных пунктов. Даже были из Пыщуга. Шли в обычные дни, не говоря о праздниках: Покров, Рождество, Крещенье, Вознесенье, Христов день, Троица, Спасов день. В эти дни верующим не хватало места.

Но времена для церквей и храмов были неподходящие. Церкви закрывались. Преследовались служители, особенно усердно верующие. Значительно уменьшился приход и Покровской церкви. Церковь была задушена непосильными налогами. Закрыли ее в 1961 году. Часть икон была увезена в с. Пищи Шарьинского района, часть - в с. Гусево Мантуровского района. Многое из церковного имущества бесследно исчезло.

 

 

 

КНЯЖАЯ ПУСТЫНЬ

Многолегенд и преданий существует на межевской земле. Людская память бережно хранит их и передает из поколения в поколение.

Есть у нас место, окутанное легендами и тайнами. Это наша святыня - Княжая Пустынь.

Уже само по себе это место необычно для нашей равнинной местности. Пустынь расположена на высоком холме в 5 километрах от пос. Советский. С холма почти двухсотметровой высоты взору открывается неоглядная даль, зеленое море тайги, а прямо под ногами у подножия холма струится речка с красивым названием «Княжая», в которую со страшной крутизны и обрывается склон холма.

«Пустынь» означает уединенное место, обитель, одинокое жилье. Во времена правления Алексея Михайловича, когда начала реформироваться церковь, старообрядцы, спасая свою веру, стали селиться в глухих местах. Вот и в Пустыни поселился старец-отшельник. Постепенно здесь на вершине холма возникла деревня. Еще одно историческое событие связано с Пустынью, а именно: восстание под предводительством Стеньки Разина. Михаил Базанков в своем произведении “Лесная быль” описывает сей исторический момент. Сюда, в верховья Унжи, с давних пор прибивался обездоленный люд. Занимались земледелием на подсечных землях, ловили рыбу, охотились на зверье. До Кологрива рукой подать - ездили туда торговать тем, что припасли. А из Кологрива можно уплыть и дальше. Все бы ничего, но терпели со стороны помещиков жуткие притеснения и гнет. Вот и восстали. Как раз к Кологриву через Пустынь после поражения у Макарьева в 1670 г. и двигался разинский отряд в составе 400 конных и 300 пеших с пятью пестрядными знаменами под предводительством Илейки Пономарева для поддержки взбунтовавшихся крестьян. (Это подтверждается и в книге Соловьева “Степан Разин и его время”.) Чтобы подавить бунтарский дух и был основан в 1719 году монастырь в Княжой Пустыни. Как было указано - “для успокоения умов”. Основатель монастыря Цизарев Игнатий Фомич, то ли помещик, то ли купец из г. Кологрива. На этот счет в народе сохранилась легенда. Охотился Игнатий Фомич в этих местах, над одной из осин привиделся ему лик Успенской Божьей Матери. И дал он зарок поставить монастырь. Слово он свое сдержал и на его средства был в 1719 году построен женский монастырь.

В 1762 г. неподалеку от монастыря была построена деревянная церковь. В этом же году по ходатайству верующих приход церкви был узаконен, а монастырь закрыт. Обслуживала церковь 10 селений. Стоит она и по сей день. Кстати, надо заметить, что построена она без единого гвоздя. В настоящее время находится под охраной государства, как памятник старины.

В 1842 г. на средства родственников Цизарева рядом с деревянной была построена двухэтажная каменная церковь в честь Успения Святой Богородицы. Руководила строительством Анастасия Микулина - потомок Цизарева, она и была основной вкладчицей.

Церковь имела три престола:

Главный Успенский престол;

Николая Чудотворца;

Александра Невского (причисленного к тому времени к лику святых).

Про внутреннее убранство церквей никаких сведений не сохранилось. Зато на территории церкви были устроены деревянные торговые лавки, построен дом, где могли остановиться на ночлег прихожане, а позднее была выстроена школа для детей всей округи.

Деревянная и каменная церкви находятся рядом. Кладбище при них существует до сих пор. У стены деревянной церкви сохранились две чугунные плиты. Надпись на одной их них гласит: “Здесь покоится тело крестьянина Луки Васильева, которым принесено распятие животворящего креста Господня из обители Свято-Афонской горы в 1867 году, скончавшегося 24 июля 1887 года, 50 лет от роду. Н-Новгород, з-д Дурбажева”.

На другой плите: “Здесь погребено тело священника Николая Андреевича Троицкого, скончавшегося после продолжительной болезни 4 февраля 1912 года на 74 году от рождения, прослужившего при сем храме 16 лет и 10 месяцев. Господи, прими дух мой с миром”. Жива и тропинка, проложенная верующими к “Святому источнику”. Между церквами и вокруг них проходила липовая аллея, отдельные деревья сохранились и по сей день. Долгое время между церквами стоял большой липовый пень, весь погрызенный паломниками: люди грызли эту липу, т.к. считали, что это снимает зубную боль и укрепляет зубы, десны. А для снятия грехов, лечения поясницы (радикулита и других подобных ему болезней тогда не знали!) носили верующие камни от реки на верх холма, куда и с пустыми-то руками взобраться – мука смертная! Примечательно, что когда в Пустыни жили люди, то ни у одного из домов не было бани, нет в деревне и ни одного колодца. Связано это с тем, что нигде по всей вершине холма нет воды. За водой люди ходили вниз, почти к подножию холма, к Святому потоку. Баня и пекарня были построены на берегу р.Княжой.

Что же это за Святой поток, к которому до сих пор идут паломники? Чем же он свят? Святой поток (святой колодец) – это ручей, рождающийся из 3-х родников, два из которых бьют всего в каких-то 7-8 метрах друг от друга, а третий находится выше по склону. От него в сторону первых двух бежит маленький ручеек. Вода в родниках холодная, а на вкус во всех разная. Самой хорошей и даже целебной считается вода из среднего родника, в котором бьют, шевелят песок и мелкие камушки более десятка маленьких живчиков-родничков. Это “Старый поток”, которым, очевидно, и пользовались как основным, легкодоступным первые поселенцы и их потомки. Два других – “Новый” на ручье Шумиха и третий - «Безымянный» более удалены от поселения и не так часто посещаемы как “Старый поток”.

В настоящее время работники Межевского лесхоза обустроили его, построив павильон (беседку), мостик и дощатые тротуары – подходы к нему и родникам, лестницу с перилами. Старожилы этих мест рассказывали, что временами вода в роднике светится какими-то блестками. Однако серьезным изучением этих мест и, в частности, состава воды, никто не занимался, но, вероятно, вода содержит большое количество серебра, долго хранится и обладает лечебными свойствами.

Церковь работала до 1936 года. Во время коллективизации в Пустыни был организован колхоз “Трудовик”. В середине 50-х годов начал строиться поселок Советский, стали заниматься лесозаготовкой. Деревня опустела, разъехались люди. Но привлекают эти места путешественников. Да собираются в нечастые родительские дни на здешнем кладбище потомки бывших жителей Пустыни, чтобы помянуть родных, оставшихся в этой земле.

 

 

Первая мировая







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.