Здавалка
Главная | Обратная связь

Георгиевский кавалер



 

Вместе с началом империалистической войны зашагал по фронтовым дорогам зяблухский парень Иван Смирнов. Первое боевое “крещение” он получил под Иван-Новгородом. Потом короткий отдых под Одессой, и снова бои на Австрийском фронте в долинах Карпат под Станиславом. После ранения в обе ноги на станции Алешино лечился в госпитале, и опять в свою часть. Храбро сражался за землю русскую бывалый солдат. Его грудь украсили 4 Георгиевских медали и 4 Георгиевских креста всех степеней. (На торжественном заседании, посвященном 50-летию Советской власти, к наградам, полученным за храбрость в годы империалистической войны, добавилась медаль “За отвагу”. Этой награды Иван Ефимович удостоен за активное участие в гражданской войне).

Ивана Ефимовича я нашел дома. Меня встретил коренастый, крепкого сложения 74- летний жизнерадостный человек. Узнав о цели приезда, он хитровато подмигнул (знай, мол, наших) и, покрутив рыжеватый ус, повел неторопливый рассказ о своей боевой юности.

У Ивана Ефимовича удивительная память. Он до мельчайших подробностей помнит многие эпизоды из фронтовой биографии, с поразительной точностью называет места боев и фамилии сослуживцев, называет даты. Он очень подробно рассказывает где, когда и за что награжден медалями и крестами.

- Чтобы было понятно, - говорит Иван Ефимович, - расскажу все по очереди. В то далекое время солдат награждали по определенному порядку. Сначала надо было заслужить медаль четвертой степени, потом крест четвертой степени, затем медаль и крест третьей степени. Нелегко стать полным Георгиевским кавалером. В одном из боев мы понесли большие потери, не было ротного, и я принял командование ротой на себя. За этот бой к двум медалям и двум крестам добавились медаль и крест второй степени.

Бывалый солдат задумался, привычным движением расправил пышные усы и продолжал:

- Крест первой степени я получил за то, что привел “языка”, да не одного, а троих рослых австрийцев. Не обошлось без рукопашной схватки.

Вот так, в простых фронтовых буднях росла слава о русском солдате. Ему было присвоено звание “подпрапорщик”.

- А где же медали?- взглянув на большой портрет, с которого смотрел подтянутый молодой солдат с крестами на груди, спросил я у Ивана Ефимовича.

- Медали я сдал в фонд революции, а вот кресты сохранил на память.

Иван Ефимович замолчал. Очевидно, в его памяти всплыли годы гражданской войны.

- Да, - продолжал он,- давно это было. В 1918 году меня зачислили в Костромской 54-й пехотный полк. Потом был под Казанью. У нас был очень строгий, требовательный, но справедливый и храбрый командир В. М. Азин. (Азин Владимир Михайлович, 1895 - 1920. Герой гражданской войны, командир 28 стрелковой дивизии. Член партии с 1918 года. Участвовал в освобождении Казани, Ижевска, Екатеринбурга от белогвардейцев. В бою под г. Егорлык захвачен в плен и убит.)

- Воевать приходилось в трудных условиях, - вспоминает Иван Ефимович, - ходили в лаптях, в валенках, оружия не хватало. Я сам некоторое время ходил с березовой палкой, пока в одном из боев не добыл винтовку. Мы шли на Ижевск, Воткинск. В мае 1919 года мы подошли к реке Вятке. Полноводная река бурлила, а ее надо форсировать. Несколько дней прошло в ожидании, пока вода не спадет. А потом мы вшестером на лодке переправились на другой берег. Колчаковцев не было. Они перепились и отправились в деревню. Мы пошли в наступление и погнали противника на Восток.

Не закончились фронтовые дороги Ивана Ефимовича на Восточном фронте. Ему довелось воевать против деникинцев под Петроградом, а 15 марта 1921 года приехал в родные края. В мирные дни он трудился в своем хозяйстве, в потребительской кооперации, заведующим отделом труда в Николо-Межевском волисполкоме. Позже пришлось ему работать председателем колхоза. Участвовал он и в Великой Отечественной войне на трудовом фронте.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.