Церковь николы угодника
первые упоминания о Никольской церкви относятся к 1616 году. Перепись того года гласила: “В Кропачихской Слободке погост на речке Никольской, а на погосте церковь Николая Чудотворца деревянна клецки, а в церкви образа и свечи, и книги, и колокола приходных людей, да двор попа Агафона...” Тогда в Никольском приходе были деревни: Кузьминская (Кузьминка), Крапивино, Зиновьево (Зиновка), Кропачиха Слободка (Кропачиха), Никольская, Лазарево, Плоская, Хвостово, Нехорошая (Хорошая) и починки: Колодезный, Казаново, Плоский. С каждым годом число приходских деревень увеличивалось. Долгое время церковь была деревянная, много раз ремонтировалась и перестраивалась.
В 1813 году граф Иван Андреевич Толстой начал строить каменную церковь, но закончить не успел. После его смерти жена Анна Федоровна продолжила строительство, но при ее жизни церковь тоже не была достроена. И лишь в 1840 году их сын Януарий Иванович Толстой завершил постройку церкви Николы Угодника. Хотя в книге Ведомостей издания редакции Костромской Епархии в 1911 г. записано, что “Церковь Святителя Николая села Верхнемежского каменная, с такой же колокольней и оградой, построена в 1827 г. помещичьей бригадиршей графиней Анной Толстой на свои средства. Кладбище при церкви закрыто и отведено в 200 соток, окопано канавой и огорожено деревянной изгородью”. Новая каменная церковь состояла в четвертом классе. Престолов было пять: - Введение во храм божий - Святого Николая - Стефана Сурожского - Святителя Митрофана Воронежского - Великомученика Януария. При строительстве церкви был заложен склеп для захоронения членов семьи Толстых, куда позднее перезахоронили останки графа Ивана Андреевича Толстого. о внутреннем убранстве церкви вспоминают старожилы села. М.И. Сорокина-Скворцова рассказывала: “В церкви было очень красиво. Иконы большие, огромные люстры зажигались свечами. Двери в алтарь были резные, красивые. Вверху под куполами - чудесная лепка и над иконами ангелочки с крылышками за спиной. Все это покрашено под золото. При входе в церковь с правой стороны, где проводили крестины детей, стояла купель, здесь же венчали новобрачных. А с левой стороны отпевали умерших. Одежды священников яркие, богатые, расшитые золотом”. Причту по штату было положено два священника, дьякон и два псаломщика. Средства, на которые содержался причт, - казенное жалованье, да из доходов церкви. 1-му священнику казенное жалованье - 141 р. 28 к.; 2-й - не получал; дьякону - 52 р. 92 к.; 1-му псаломщику - 35 р. 28 к.; 2-му псаломщику - 23 р. 52 к. Второй священник получал жалованье лишь из доходов от деятельности прихода. Помещения для причта свои. Квартирных не получали. Кроме прочего в пользовании были пахотные, сенокосные земли и луга для выпаса скота. Всего 60 десятин 176 соток. Количество прихожан и деревень, относящихся к приходу, в разное время менялось. Есть данные на 1908-1911 гг. Приходских селений - 46. Прихожан мужского пола - 1296 человек, женского - 1492. В селениях было 7 деревянных часовен. При церкви работала церковно-приходская школа. Вокруг церкви ограда в кирпичных столбах на кирпичном фундаменте, железная, фигурной ковки, которая частично сохранилась и по сей день. Колокольня каменная, соединенная с церковью. Вспоминают старожилы, что колокола на колокольне были удивительные - звук издавали необычайно мелодичный и звонкий, и объясняют тем, что отливали колокола по заказу Януария Толстого, который велел в сплав добавить большое количество серебра. Звон был слышен далеко на всю округу. Когда работала церковь в престольные праздники, то все село Никола было переполнено людом и лошадьми. Народ съезжался отовсюду, не только из окрестных мест, а даже из Татарии. Проводились богатейшие ярмарки. Где теперь парк, там все было занято балаганами. А перед церковью прямо на земле в несколько рядов торговали деревянными ложками, граблями, лопатами, горшками, свистульками и всем тем, что делали крестьяне. Работала церковь до 1936 года, а потом снимали колокола, сбрасывали купола. М.И. Сорокина вспоминала: “Я видела, как разрушали нашу церковь, так как жила рядом. Видела, как сбрасывали колокола, спилили и сбросили круглый купол, который раскололся, и мы смотрели, из чего он сделан внутри. А сделан он из деревянных досок, вытесанных топором без пилы, как для бочек, и собранных в круглый шар без единого гвоздя. Покрыт небольшими плитками сплава железа желтоватого цвета, который не поддавался коррозии и сохранил за 100 лет свой прежний вид”. А здание использовали потом под школу, клуб, а позже под склад. С 1990 года церковь снова действует. Она отремонтирована снаружи: крыша, купола, кресты. Церковь Николы Угодника является главным архитектурным памятником села Никола. Да и своим названием село обязано церкви: Никольское, Никола-граф, Никола.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|