Здавалка
Главная | Обратная связь

Как тело становится лицом?



Как на протяжении истории менялось отношение к человеческому телу?

Временные и пространственные границы, когда тело могло быть открытым, непрерывно сужались, и поэтому оно постоянно теряло свою чувствительность и выразительность. Общепринятыми открытыми частями тела, в обществе, стали лицо и кисти рук. Их язык достиг такой выразительности что возможности всего тела сконцентрировались на этом ограниченном участке. Почему жанр портрета был малопопулярен в Древней Греции и не достиг особых высот? Культ обнаженного тела позволял показывать и изображать тело целиком, и потому тело было так выразительно, а лицо являлось лишь частью внешнего облика человека. Вспомните самые известные античные скульптуры. Это обнаженные люди, изображенные не по частям, а целиком. Кстати, знаменитые «фиговые листочки» на гениталии античных героев лепились в более поздние времена стыдливыми христианами — древним грекам такое «глумление» над телом и в голову прийти не могло. Постепенное ограничение свободы наготы начиналось уже и в позднюю эпоху античности, тем более оно было сильным в период расцвета христианства и ислама. Изображений обнаженных тел становилось все меньше, портрет приобретал все более индивидуальные черты и уменьшился до размеров бюстов и лиц (в исламе изображение человека вообще оказалось под запретом). А каких высот достигло искусство портрета в те эпохи господства христианства, когда нагота оказалась практически под запретом! Интересный случай описывает Максимилиан Волошин в своей замечательной статье «Лицо, маска и нагота», которую я советую вам прочесть, если будет возможность. Во время кругосветного путешествия Чарльз Дарвин посетил Огненную Землю. Было холодно. Дарвин дрожал, закутавшись в шубу, а рядом с ним шел голый местный житель.

— Как это вам не холодно? — спросил Дарвин.

— А твоему лицу холодно? — отозвался туземец. -Нет.

— Ну, так у меня везде лицо.

Это больше чем ответ. По сути, сказано: «Мне не холодно, потому что я все свое обнаженное тело чувствую так, как ты свое лицо».

Так же можно изменить этот вопрос: «Почему тебе не стыдно ходить голым?» — «Потому что лицу не стыдно. А у меня везде лицо».

Стыд — это выражение более глубокого чувства — страха. Это проявление нашей зависимости от общепринятых моральных норм, от общества, которому мы подчиняемся. Страх перед оценкой других (даже воображаемых).

Если относиться ко всему своему телу — носу, глазам, рукам, груди и половым органам — как к Лицу, то есть выражению нас целиком, то нет повода для стыда, связанного с наготой. Мой член, как и мои уши, — это я, это часть меня. Стыдясь его, я стыжусь самого себя. Скрывая его, я скрываю часть себя. Я привыкаю быть закрытым. И тогда в те моменты, когда я хочу открыться, я уже не могу этого сделать. Начинается этот процесс на уровне тела, а укореняется и в сознании, и в подсознании, проявляется в нашихдействиях, реакциях, чувствах. И для того чтобы открыть себя (в том числе и свое тело), мне надо уже перешагивать через что-то, бороться с чем-то в себе. Это отнимает силы, внимание, уменьшая нашу способность возможности отдаваться тому, что с нами происходит в момент сексуального творчества, наслаждаться и дарить наслаждение, открывать новое и расширять свои возможности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.