Здавалка
Главная | Обратная связь

Личные права несовершеннолетних детей



Изучая права и обязанности родителей и детей, нужно исходить из того, что законодательство рассматривает ребенка как самостоятельный субъект права,а не как зависимый объект "родительской власти".

Важным обстоятельством является участие России в Конвенции ООН о правах ребенка.

Определение понятия ребенкадается в ст. 1 Конвенции ООН о правах ребенка, в п. 1 ст. 54 СК РФ и ст. 21 ГК РФ: ребенком является лицо, не достигшее 18 лет, т. е. возраста гражданского совершеннолетия.

Ранее, по Кодексу о браке и семье РСФСР, права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей; при этом дети в силу своей недееспособности часто оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении объектов родительской заботы. Включение в СК РФ отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей,явилось важным шагом на пути преодоления такого подхода1.

Предусмотренные в гл. 11 права несовершеннолетних детей условно можно объединить в две группы: личные и имущественные.

В первой группе закон называет следующие права ребенка:

- жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ). Это право реализуется посредством права знать своих родителей, насколько это возможно;

- на заботу со стороны родителей;

- на совместное проживание со своими родителями;

- на воспитание своими родителями;

- на обеспечение интересов;

- на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);

- на защиту (ст. 56 СК РФ);

- право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);

- право на имя, отчество, фамилию (ст. 58 СК РФ).

Все остальные названные в указанной главе права (на получение содержания, на доходы, полученные ребенком, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, и т. д.) составляют группу имущественных.

Одним из наиболее важных и, пожалуй, приоритетных прав ребенка является его право на проживание и воспитание в семье.

Семья — естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека.

К тому же семья для ребенка - это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье, предусмотренное п. 2 ст. 54 СК. Это право прежде всего заключается в обеспечении ребенку возможности жить и воспитываться в семье. Поэтому одним из основных принципов семейного законодательства (ст. 1 СК) является защита права ребенка на семейное воспитание. При этом имеется в виду прежде всего собственная семья, которую образуют родители. В этой ситуации законодательство, как правило, выполняет чисто охранительную функцию, ограждая семью от незаконных посягательств извне и воздерживаясь от вмешательства в семейную жизнь.

Реализация рассматриваемого права ребенка в полной мере возможна только в семье, где присутствуют оба родителя; однако нередки ситуации воспитания детей в так называемых неполных семьях. С учетом приоритета интересов ребенка, государство должно обеспечивать нормальное существование подобных семей. Если сохранить семью не представляется возможным, основной задачей государства в таком случае становится решение вопроса о дальнейшей судьбе своего несовершеннолетнего гражданина. При вынесении решения о месте жительства ребенка, чьи родители разведены, должны быть проанализированы все возможные варианты и найден оптимальный из них. Вынесенное решение в первую очередь должно учитывать интересы несовершеннолетнего.

Это соответствует международно-правовым нормам, согласно которым разлучение ребенка с родителями допускается по судебному решению исходя из наилучших интересов ребенка. Такое решение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком, или не заботятся о нем, или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.

В случае, если реализация права ребенка на семейное воспитание затруднена, государство должно взять на себя заботу о таких детях. На сегодняшний день существует весьма небольшой выбор вариантов подобной заботы, приоритет среди которых принадлежит семейным формам воспитания: передаче на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя). Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения.

Право ребенка жить и воспитываться в семье не однородно по своему содержанию, оно состоит из нескольких однопорядковых элементов: права знать своих родителей, насколько это возможно, права на их заботу, права на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Положения ст. 54 СК РФ о праве ребенка на информацию о своих родителях дословно дублируют требования нормы ст. 7 Конвенции о правах ребенка. Вместе с тем в силу различных причин это право может быть ограничено. Так, по не зависимым ни от кого обстоятельствам не представляется возможным получение сведений о родителях подкинутых (найденных) детей. До сих пор остается спорным вопрос о том, в какой мере соответствуют праву знать своих родителей тайна усыновления и тайна биологического происхождения ребенка при применении методов искусственной репродукции человека.

Реализация анализируемых прав возможна только в случае совместного проживания ребенка со своими родителями. Лишь тогда родители способны в полном объеме обеспечить его воспитание, защиту и гарантию его интересов, а также должным образом создать все условия, необходимые для его всестороннего умственного, физического, духовного и иного развития. Лишь тогда ребенок может прочувствовать свою социальную значимость и общественную полноценность, что позволит развить у него уверенность в себе и заложит потенциальную возможность принимать активное участие в жизни общества.

Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитиепредполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Такое право включает в себя и создание предпосылок для развития творческих начал личности ребенка, его индивидуальных способностей. При этом имеются в виду возможности, предоставляемые ребенку прежде всего в семье.

Согласно п. 2 ст. 20 ГК местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства родителей.

Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей); регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет исполняется на основании их паспортов. Что же касается регистрации по месту пребывания (месту временного нахождения) несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, то она реализуется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании документов, удостоверяющих их личность (паспорта).

Получение ребенком в возрасте от 14 до 18 лет регистрации не является основанием для освобождения родителей от обязанности обеспечивать его воспитание при совместном с ним проживании и вместе с тем не дает право ребенку при отсутствии каких-либо оснований проживать отдельно от своих родителей.

Право ребенка на проживание и воспитание в семье носит несколько общий характер, в связи с чем возникает необходимость его конкретизации.

Одной из норм семейного законодательства, конкретизирующей названное право, является положение, согласно которому ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Контакт с близкими людьми является одним из важнейших условий полноценного воспитания и развития ребенка. Законодатель не ограничивает право ребенка на общение с близкими родственниками путем ограничения перечня последних, которым предоставлена подобная возможность. Тем самым степень родства не влияет на аналогичное право на общение с ребенком и со стороны родственников.

Представляется, что в конкретных жизненных ситуациях вопрос об общении ребенка с теми или иными родственниками может быть решен в каждой семье по-своему, в том числе и в зависимости от существующих родственных связей в соответствии с местными и национальными традициями. Определяющим условием здесь может быть только соблюдение интересов ребенка, целесообразность и необходимость для него общения с теми или иными родственниками. Что касается форм общения, то они могут быть самыми разнообразными (переписка, личные контакты при встрече, телефонные переговоры и т. п.) и зависят от возраста ребенка, места жительства ребенка и его родственников, наличия или отсутствия конфликтов в семье и от других конкретных обстоятельств.

Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. Однако реализация права ребенка на общение со своими родителями в последнем случае связана с рядом трудностей, например с оформлением въездной визы на территорию государства — места проживания одного из родителей.

На практике встречаются случаи игнорирования данного требования, когда родитель - гражданин иностранного государства без предварительного согласования с другим родителем -гражданином РФ увозит ребенка в другое государство. Решение же вопроса о порядке общения ребенка с оставшимся в России родителем приобретает затяжной и довольно сложный характер из-за отсутствия договоров РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам с большинством зарубежных государств.

Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации, имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Законодатель не дает четкого понятия экстремальной ситуации, в которой может оказаться ребенок. Предположительно под ней можно понимать чрезвычайную, неординарную ситуацию, связанную с временной изоляцией ребенка. Подобная ситуация характеризуется тем, что в ней ребенок находится под угрозой получения различного рода вреда в случае, если ему не будет оказана незамедлительная помощь либо иное содействие.

Возникновение такой ситуации может быть вызвано самыми разнообразными причинами, закон дает лишь их примерный перечень — задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и др. Отсутствие конкретизации понятия экстремальной ситуации и перечня отдельных ее разновидностей порождает на практике различные толкования положений ст. 55 СК РФ.

В целях преодоления такого барьера предлагается для определения иных разновидностей экстремальной ситуации, в которой может оказаться , ребенок, использовать также понятие трудной жизненной ситуации, под которой понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Процедура общения и оказание ребенку, оказавшемуся в подобной ситуации, посильной помощи строго регламентирована законом. Так, в числе названных российским законодательством форм реализации родителями своей обязанности можно выделить участие родителей в защите интересов ребенка, посещение ребенка, находящегося в местах лишения свободы, в местах предварительного задержания, следственных изоляторах, в лечебных и иных подобных учреждениях социальной защиты граждан. Этим, однако, данный перечень не исчерпывается.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.