Здавалка
Главная | Обратная связь

Осуществление родительских прав. Характеристика отдельных прав и обязанностей родителей



Осуществление родительских прав подразумевает под собой возможность их реализации. При этом такая возможность для родителей не безгранична: реализация ими прав по отношению к несовершеннолетним детям обусловлена интересами последних. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Кроме положений общего порядка, п. 1 ст. 65 СК содержит более конкретные указания относительно того, что родители делать не вправе — они не могут:

- причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию;

- допускать в своей семейной педагогике преступное обращение с ребенком, его оскорбление, эксплуатацию.

В первом случае внимание сосредоточено на недопустимом конечном результате поведения родителей как воспитателей. Во втором — в категорической форме запрещаются действия родителей разной степени опасности для ребенка: от пренебрежения его разумными запросами и потребностями, грубого с ним обращения до жестоких по своему характеру методов воспитания; от унижения ребенка как личности, оскорбления его словом и действием до эксплуатации ребенка, под которой следует понимать выходящее за рамки семейной педагогики использование помощи и труда ребенка независимо от возраста.

Всякое отступление от этих правил чревато лишением родительских прав, отменой усыновления, отстранением опекуна (попечителя), досрочным расторжением договора о передаче ребенка на воспитание в семью.

Требования п. 1 ст. 65 СК учитываются также при разрешении судом споров, связанных с воспитанием детей.

Реализация родительских прав осуществляется родителями на основе взаимного согласия; любые решения, принимаемые родителями, должны исходить от них добровольно.

Возникший между ними спор разрешается судом на основании заявления одного или обоих родителей. При этом суд дает лишь общие разъяснения по вопросам осуществления родительских прав, не вдаваясь в суть процесса их реализации и не определяя конкретного ее метода.

Не допускаются какие-либо ограничения в осуществлении родителями их прав, как со стороны одного из них, так и со стороны третьих лиц.

Более эффективное достижение целей, поставленных перед собой родителями при реализации ими своих п'рав и исполнении возложенных обязанностей, возможно, как правило, при их совместном проживании и, соответственно, при постоянном нахождении рядом с ребенком. В связи с этим законодатель предусматривает общее правило, согласно которому место жительства ребенкаопределяется местом жительства его родителей. Проживание родителей и детей отдельно хотя и допустимо, но не желательно.

В случае раздельного проживания родителей место жительство ребенка определяется соглашением между ними. В случае недостижения согласия по данному вопросу они вправе обратиться в суд для разрешения возникшей конфликтной ситуации.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает:

- привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам,

- возраст ребенка,

- нравственные и иные личные качества родителей,

- отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком,

- возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

При разрешении спора суд исходит из равенства прав и обязанностей обоих родителей, отдавая предпочтение тому из них, кто обеспечивает (может обеспечить) наиболее благоприятные условия воспитания ребенка.

Качества матери и отца как воспитателей - важный критерий в определении судьбы заявленного иска. Но главное - чтобы решение суда соответствовало интересам несовершеннолетнего. Поэтому п. 3 ст. 65 СК дает примерный перечень обстоятельств, которые следует учитывать суду.

Привязанность ребенка любого возраста к каждому из родителей, к обоим вместе - необходимое условие его надлежащего воспитания. Однако всякий раз следует выяснять причины привязанности ребенка к одному из родителей. Если она объясняется применением антипедагогических приемов воспитания, настроем против одного из родителей, искусственным подрывом его авторитета, подкупом ребенка и т. п., ее нужно оценивать критически. Отсутствие привязанности к одному из родителей в момент разрешения спора не может служить основанием для разрешения дела в пользу родителя, чьи качества как воспитателя превосходят.

Если в семье несколько детей, делить их нежелательно, тем более что обычно они привязаны друг к другу, образуют одну семью, ломка которой должна быть для них наименее болезненной.

Разрешение спора во многом зависит от возраста ребенка. Маленькие больше нуждаются в материнском уходе; подростку, как правило, больше нужны авторитет и помощь отца. При этом обязательно учитывается мнение детей.

Пункт 3 ст. 65 СК обращает внимание и на обстоятельства, характеризующие родителей.

Поскольку во главу угла берутся качества родителя как воспитателя, подлежат оценке его сугубо нравственные свойства (доброта, честность, человеколюбие и т. п.).

Характер работы родителей (длительные командировки, сменная работа, отсутствие свободного времени и т. п.) может затруднить семейное воспитание.

Присутствие в семье лиц (отчима, мачехи, других родственников), способных неблагоприятно повлиять на воспитание ребенка, тоже далеко не безразличный для защиты его интересов фактор.

Однако между степенью материальной обеспеченности одного из родителей или, наоборот, необеспеченности другого и качеством воспитания нет прямой зависимости. Поэтому уровень материального положения каждого из родителей решающего значения не имеет и оценивается в совокупности с другими обстоятельствами.

В качестве довода в пользу одного из родителей нередко приводят наличие у другого тяжелого психического заболевания. Если по заключению специалиста больной не в состоянии заниматься воспитанием, ему нельзя доверить ребенка. Когда же нет медицинских противопоказаний к осуществлению родительских прав и обязанностей, спор о месте жительства ребенка рассматривается на общих основаниях1.

Осуществление родителями своих прав может быть подвластно конкретным способам и методам,выбор которых полностью зависит от их мнения. На последнее нередко оказывают свое влияние методы их воспитания в детстве, окружающая среда, сложившиеся стереотипы.

Перечня способов реализации родительских прав законодательство не содержит. Семейный кодекс содержит лишь указание на основные права и обязанности родителей по отношению к несовершеннолетним детям, выделяя следующие:

- права и обязанности по воспитанию и образованию детей;

- права и обязанности по защите прав и интересов детей. Основным в приведенном перечне прав выступает правои соответственно обязанность по воспитанию детей(ст. 63 СК РФ).

Право на воспитание ребенкаесть личное неотъемлемое право каждого родителя.

Боепитание подразумевает под собой выполнение целого комплекса действий, связанного с заботой о здоровье, физическом и умственном развитии ребенка, становлением его как личности, выработки необходимых нравственных и моральных качеств и т. п.

Родители обладают преимуществом на реализацию права на воспитание перед другими лицами. Вместе с тем это возлагает на них повышенную ответственность за действия своих детей. Согласно п. 1 ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка эта ответственность должна быть общей и обязательной для обоих родителей, где бы они ни находились. Вместе с тем отечественное семейное законодательство не конкретизирует и не уточняет — какую именно ответственность должны нести родители детей.

При решении этого вопроса следует руководствоваться в первую очередь нормами гражданского законодательства, предусматривающими имущественную ответственность родителей за действия своих детей.

В то же время ответственность родителей за ненадлежащее, с точки зрения общественного мнения, воспитание носит более нравственный, нежели имущественный, характер.

В числе общей ответственности за воспитание детей, родители могут нести уголовную и административную ответственность:

- ст. 156 УК РФ гласит, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

- Кодекс РФ об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ, в ред. от 09.05.2004 № 37-ФЗ) в ст. 5.35 предусматривает, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, то подобные действия влекут за собой наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда.

В качестве специфической меры ответственности можно назвать ограничение или лишение родительского права.

При привлечении родителей к ответственности за неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка необходимо исходить из принципа равенства прав и обязанностей родителей и степени участия каждого в их реализации. При этом не следует забывать и о принципе личной ответственности каждого виновного лица.

Таким образом, решая вопрос о привлечении родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию детей, необходимо в каждом конкретном случае оценивать все обстоятельства возникшей ситуации с целью избежания вынесения неправомерного и несправедливого решения.

Право родителей на воспитание детей обеспечивается не только и не столько благодаря помощи государства, а в первую очередь исполнением родителями обязанностей по их воспитанию.

В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка.

Таковы в самом общем виде наиболее важные обязанности родителей, составляющие как бы две группы:

- одна имеет прямое отношение к физическому развитию ребенка, которое во многом зависит от его питания, среды обитания и пр.;

- вторая касается психического, духовного, нравственного развития несовершеннолетнего и предполагает существование более сложных по своей природе средств и методов формирования ребенка как личности. В настоящее время все более очевидной становится роль родителей в исполнении обязанностей второй группы. Именно от этого во многом зависит духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами. В целом же, выполнение родительских обязанностей не только способствует реализации родительских прав, но и служит образцом желаемого, одобряемого поведения — его моделью.

Однако такая позиция нисколько не ограничивает и не умаляет роль государствав деле проявления заботы о своих несовершеннолетних гражданах.

Государство в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей обязано принимать все необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права, а в случае необходимости оказывать материальную помощь и поддерживать, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

Достижение и осуществление указанных целей и задач может не только сыграть огромное положительное влияние в воспитании подрастающего поколения, но и стать своеобразным стимулом в повышении роста рождаемости и формировании новых семей. Поэтому одним из главных направлений государственной семейной политики считается то, что государство:

- гарантирует финансовую и материальную поддержку родителей в воспитании детей раннего детского возраста;

- обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения;

- оказывает возможное содействие родителям в воспитании детей.

Мероприятия государственного характера по усилению помощи семье в воспитании детей могут осуществляться, в частности, в следующих формах:

- путем государственной финансовой поддержки издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним;

- распространения специальной литературы для семьи среди молодежи, молодых родителей, комплектование ею массовых библиотек;

- запрета на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости;

- государственной координации и финансовой поддержки нравственного, этического и экологического просвещения населения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.

В числе первоочередных мероприятий по безусловной реализации и укреплению государственных социальных гарантий жизнеобеспечения детей предусмотрены:

- формирование государственной концепции и программ воспитания подрастающего поколения,

- совершенствование правовой защиты детства,

- реализация права детей на бесплатное образование в соответствии с законодательством РФ, а также общедоступное дополнительное обучение.

Наряду с воспитанием, необходимым слагаемым элементом формирования полноценной личности является образование.

Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Обязанность обеспечения получения детьми основного общего образования возлагается также на родителей (или лиц, их заменяющих), в соответствии с п. 4 ст. 43 Конституции РФ. Вместе с тем ее нельзя реализовать без соответствующего содействия со стороны государства.

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения.

Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей, в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:

- начальное общее,

- основное общее,

- среднее (полное) общее образование.

Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье.

Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

От родителей во многом зависит, какое дополнительное образование и где получат их дети — в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов или в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (п. 2 ст. 26 Закона РФ "Об образовании" № 3266-1 от 10.07.92, в ред. Федерального закона от 25.07.2002 № 112-ФЗ). Свое право выбора родители осуществляют с учетом мнения ребенка. При этом неважно, сколько ему лет. Для детей младшего возраста может иметь значение привязанность к друзьям, с которыми он хотел бы учиться, его способности, склонности. Дети более старшего возраста действуют осознанно и реалистично, сообразуя свой выбор со своей будущей профессиональной ориентацией. На выбор родителем и его ребенком вида образовательного учреждения, формы обучения оказывает воздействие и состояние здоровья ребенка, степень материальной обеспеченности семьи, семейные традиции, профессии родителей и т. п. В любом случае учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не посчитаться с точкой зрения несовершеннолетнего, если она противоречит его интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.

Ребенок в силу возрастных причин является потенциальным объектом негативных посягательств со стороны. С целью снижения подобной опасности, законодатель возлагает на его родителей обязанности по защите прав и интересов несовершеннолетнего.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Предметом защиты выступают права и интересы детей, закрепленные в статьях 54-60 СК РФ.

Родители самостоятельно избирают конкретный способ защиты нарушенного права ребенка. Однако выбранный ими способ не должен выходить за рамки закона и вступать в противоречие как с интересами иных лиц, так и в первую очередь с интересами детей.

Для реализации своих прав в качестве законных представителей детей,родителям не обязательно их специальное оформление — достаточно одного лишь факта родства, подтвержденного соответствующими документами (свидетельством о рождений ребенка). Обращаясь за защитой или выступая в качестве законного представителя, родитель должен помимо свидетельства о рождении ребенка предъявить также документы, удостоверяющие личность.

Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

При злоупотреблении родителями своими родительскими правамиребенок согласно ст. 56 СК вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, одной из основных задач которого является защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд. По результатам проверки такого обращения или любого иного сообщения органом опеки и попечительства может быть, в частности, установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.