Контроль за посадкой и остойчивостьюСтр 1 из 9Следующая ⇒
Остойчивостью судна называется способность судна, выведенного из положения равновесия под воздействием внешних сил, снова к нему возвращаться после прекращения этого воздействия. В теории остойчивости различают начальную остойчивость, т.е. остойчивость на малых углах наклонения (до 15°) и остойчивость при больших углах наклонения (более 15°). Остойчивость на малых углах крена характеризуется величиной метацентрической высоты судна h а остойчивость при больших углах наклонения – зависимостью плеча остойчивости от угла крена θ. Расчет остойчивости судна в порту производится на основании фактического количества грузов (фактической или предполагаемой загрузки на определенной момент). В расчет принимаются типовые случаи загрузки согласно Информации об остойчивости судна и остойчивости судна в нетиповых случаях загрузки. Критериями остойчивости судна, согласно требованиям Регистра судоходства Украины являются: - критерий погоды: при наихудшем, в отношении остойчивости варианте нагрузки динамически приложенный кренящий момент от давления ветра Мкр должен быть равен или быть меньше опрокидывающего момента Мопр, т.е. должны быть соблюдены условия: или ; - угол максимума ДСО должен быть не менее 30 градусов; - угол заката ДСО – не менее 60 градусов; - исправленная начальная метацентрическая высота h для всех судов при всех вариантах нагрузки, за исключением "судна порожнем", должна быть положительной; - lmax (плечо) максимального восстанавливающего момента должно быть не менее 0,25 м для судов длиной менее или равной 80 м и не менее 0,2 м для судов длиной более или равной 105 м при максимальном угле ДСО 30 градусов и максимальном угле заката более или равному 60 градусов. При плавании в зимних районах расчет ведется с учетом обледенения (критерий погоды должен быть больше или равен 1,5 – при плавании в Северной Атлантике). Для промежуточных длин судна допустимое значение lmax определяется линейной интерполяцией. Каждое судно валовой вместимостью более 20 р.т. снабжается Информацией об остойчивости и прочности, содержащей сведения об остойчивости в нескольких типовых случаях загрузки судна и данные для расчётов в нетиповых случаях. Контроль остойчивости судна в море производится по основному критерию –поперечной исправленной метацентрической высоте, рассчитанной по формуле: , (4.2) где С – инерционный коэффициент для морских судов 0,7 - 0,8; В – ширина судна на миделе в метрах; Т – период (сек.) бортовой качки (берется не менее 3-5 отсчетов с осреднением по секундомеру на ходу судна в море). Таблица 4.1 – Распределение запасов и груза на судне
Координаты центра тяжести судна: и (4.3) В результате получим: xg = -2,37 м; zg = 6,97 м. Осадки судна носом и кормой для заданного варианта загрузки находят по dн = 4,5 м. и dк = 5,7 м. Поперечный метацентрический радиус г и аппликату центра величины Zc r = 4,53 м. и Zc = 2,93 м. Поперечную метацентрическую высоту определяют по формуле м. (4.4) Соответствие плавучести судна требованиям Регистра Украины проверяют м. , т.е. 5,1 < 5,9 – требование Регистра выполнено Проверка остойчивости судна, с точки зрения соответствия требованиям Регистра Украины, осуществляется сравнением рассчитанной аппликаты центра тяжести Zg с её критическим значением Zg кр. Если Zg < Zg кр, то значит остойчивость судна удовлетворяет нормам остойчивости Регистра Украины. Критические аппликаты Zg кр находят в функции от водоизмещения судна М. Zg кр = 6,93 м. Так как 6,97 > 6,93, то требование Регистра выполнено.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|