Здавалка
Главная | Обратная связь

Контроль за посадкой и остойчивостью



Остойчивостью судна называется способность судна, выведенного из положения равновесия под воздействием внешних сил, снова к нему возвращаться после прекраще­ния этого воздействия. В теории остойчивости различают начальную остойчивость, т.е. остойчивость на малых углах наклонения (до 15°) и остойчивость при больших углах наклонения (более 15°). Остойчивость на малых углах крена характеризуется величиной метацентрической высоты судна h а остойчивость при больших углах наклонения – зависимостью плеча остойчивости от угла крена θ.

Расчет остойчивости судна в порту производится на основании фактического количества грузов (фактической или предполагаемой загрузки на определенной момент). В расчет принимаются типовые случаи загрузки согласно Информации об остойчивости судна и остойчивости судна в нетиповых случаях загрузки.

Критериями остойчивости судна, согласно требованиям Регистра судоходства Ук­раины являются:

- критерий погоды: при наихудшем, в отношении остойчивости варианте нагрузки динамически приложенный кренящий момент от давления ветра Мкр должен быть равен или быть меньше опрокидывающего момента Мопр, т.е. должны быть соблюдены условия:

или ;

- угол максимума ДСО должен быть не менее 30 градусов;

- угол заката ДСО – не менее 60 градусов;

- исправленная начальная метацентрическая высота h для всех судов при всех вариантах нагрузки, за исключением "судна порожнем", должна быть положительной;

- lmax (плечо) максимального восстанавливающего момента должно быть не менее 0,25 м для судов длиной менее или равной 80 м и не менее 0,2 м для судов длиной более или равной 105 м при максимальном угле ДСО 30 градусов и максимальном угле заката более или равному 60 градусов. При плавании в зимних районах расчет ведется с учетом обле­денения (критерий погоды должен быть больше или равен 1,5 – при плавании в Северной Атлантике). Для промежуточных длин судна допустимое значение lmax определяется ли­нейной интерполяцией.

Каждое судно валовой вместимостью более 20 р.т. снабжается Информацией об остойчивости и прочности, содержащей сведения об остойчивости в нескольких типовых случаях загрузки судна и данные для расчётов в нетиповых случаях.

Контроль остойчивости судна в море производится по основному критерию –поперечной исправленной метацентрической высоте, рассчитанной по формуле:

, (4.2)

где С – инерционный коэффициент для морских судов 0,7 - 0,8;

В – ширина судна на миделе в метрах;

Т – период (сек.) бортовой качки (берется не менее 3-5 отсчетов с осреднением по секундомеру на ходу судна в море).

Таблица 4.1 – Распределение запасов и груза на судне

Наименование груза m, (т) х, (м) z, (м) ,(т ) ,(т )
1. Цистерна ДТ-1, 8 шп.
2. Цистерна ДТ-2, 8-17 шп.
3. Цистерна ДТ-3, 17-44шп. 0,7
4. Цистерна ДТ-4, 44-70 шп. -5 2,4 -500
5. Цистерна ДТ-5, 70-79 шп. 3,2 0,8
6. Цистерна ДС-1, 79-89 шп. -11 0,6 -275
7. Цистерна ДС-2, 79-89 шп. -11 0,6 -275
8. Цистерна диз. топлива для АДГ -7 -35
9. Цистерна запаса масла -14 0,4 -560
Цистерна отработанного масла -7 0,5 -70
Мелкие цист. смазачного масла -16 8,6 -48 25,8
Цистерна питьевой воды, 42-46 шп.
Цистерна мытьевой воды, 42-47 шп.
Цистерна отстоев нефтепродуктов -11 -44
Цистерна охл. воды, 92-96 шп. -41 -615
Цистерна масла гидросистем -30 3,5 -300
Цистерна КВ-1, КВ-2, 92-96 шп. -23 -115
Груз -4 3,6 -4000
Снабжение, экипаж, провизия -22 10,3 -1100
Судно порожнем -5,37 7,5 -10740
Сумма, ∑     -9015

 

 

Координаты центра тяжести судна: и (4.3)

В результате получим: xg = -2,37 м; zg = 6,97 м.

Осадки судна носом и кормой для заданного варианта загрузки находят по
диаграмме. Для определения осадок носом и кормой полагают, что
xc ~ xg, и находят точку пересечения кривых М и хс, построенных для найденных
значений указанных величин.

dн = 4,5 м. и dк = 5,7 м.

Поперечный метацентрический радиус г и аппликату центра величины Zc
находят по диаграммам, зависимости от найденных ранее dн и dк.

r = 4,53 м. и Zc = 2,93 м.

Поперечную метацентрическую высоту определяют по формуле

м. (4.4)

Соответствие плавучести судна требованиям Регистра Украины проверяют
путём сравнения средней осадки d с осадкой dг.м. по соответствующую грузовую
марку. Плавучесть будет удовлетворять требованиям Регистра Украины, если d < dг.м.

м. , т.е. 5,1 < 5,9 – требование Регистра выполнено

Проверка остойчивости судна, с точки зрения соответствия требованиям Регистра Украины, осуществляется сравнением рассчитанной аппликаты центра тяжести Zg с её критическим значением Zg кр. Если Zg < Zg кр, то значит остойчивость судна удовлетворяет нормам остойчивости Регистра Украины. Критические аппликаты Zg кр находят в функции от водоизмещения судна М. Zg кр = 6,93 м. Так как 6,97 > 6,93, то требование Регистра выполнено.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.