Расчет и построение диаграмм статической и динамической остойчивости
1) Определяем объёмное водоизмещение судна по формуле: , (4.5) где ρ – 1,025 т/м3 – стандартная плотность морской воды. 2) Для построения диаграммы статической остойчивости необходимо с помощью пантокарен, найти плечи остойчивости формы lф для различных углов крена. lф(10) = 0,778 м; для угла крена 10°. lф(20) = 1,63 м; для угла крена 20°. lф(30) = 2,407 м; для угла крена 30°. lф(40) = 3,222 м; для угла крена 40°. lф(50) = 3,741 м; для угла крена 50°. lф(60) = 4,222 м; для угла крена 60°. lф(70) = 4,37 м; для угла крена 70°. lф(80) = 4,296 м; для угла крена 80°. lф(90) = 4,0 м; для угла крена 90°. 3) Рассчитаем для этих же углов крена плечи статической остойчивости веса по формуле . (4.6) lв (10) = = 0,698 м; для угла крена 10°. lв (20) = = 1,375 м; для угла крена 20°. lв (30) = = 2,01 м; для угла крена 30°. lв (40) = = 2,584 м; для угла крена 40°. lв (50) = = 3,079 м; для угла крена 50°. lв (60) = = 3,481 м; для угла крена 60°. lв (70) = = 3,778 м; для угла крена 70°. lв (80) = = 3,956 м; для угла крена 80°. lв (90) = = 4,02 м; для угла крена 90°. 4) Находим плечи статической остойчивости по формуле (4.7) 1 = 0,778-0,698 = 0,08 м; для угла крена 10°. 2 = 1,63-1,375 = 0,255 м; для угла крена 20°. 3 = 2,407-2,01 = 0,397 м; для угла крена 30°. 4 = 3,222-2,5 84 = 0,638 м; для угла крена 40°. 5 = 3,741-3,079 = 0,662 м; для угла крена 50°. 6 = 4,222-3,481 = 0,741 м; для угла крена 60°. 7 = 4,37-3,778 = 0,592 м; для угла крена 70°. 8 = 4,296-3,956 = 0,34 м; для угла крена 80°. 9 = 4,0-4,02 = -0,02 м; для угла крена 90°. 5) После определения стоим диаграмму статической остойчивости (θ), на которой определяется метацентрическая высота h, максимальное плечо статической остойчивости max, соответствующий ему угол крена θmах и угол заката θзак. Для определения метацентрической высоты необходимо на диаграмме статической остойчивости сделать следующие построения: провести касательную к диаграмме статической остойчивости в начале координат, отложить по оси абсцисс один радиан и через полученную точку провести вертикаль до пересечения с касательной. Отрезок вертикали между касательной и осью абсцисс и даёт в масштабе метацентрическую высоту судна, т.к. при θ = 0. Находят угол крена и угол заката на диаграмме статической остойчивости, и сравнивают их с требуемыми Регистром Украины. 6) Т.к. диаграмма динамической остойчивости является интегральной кривой по отношению к диаграмме статической остойчивости, то плечи динамической остойчивости при углах крена от 10° находят интегрированием по правилу трапеций диаграммы статической остойчивости от 0° до соответствующего угла крена. Для подсчёта плеч динамической остойчивости могут быть использованы следующие зависимости: ………………………………………….. где 0,174 рад.; , , и т.д. – плечи статической остойчивости при соответствующих углах крена. м; м; м; м; м; м; м; После определения строим диаграмму динамической остойчивости . Максимум ДДО соответствует углу заката θзак из диаграммы статической остойчивости. Диаграмма динамической остойчивости предназначается для решения задач, когда кренящий момент действует резко, внезапно. После построения ДСО и ДДО найдены следующие параметры: - метацентрическая высота h = 0,42 м; - максимальное плечо статической остойчивости = 0,75 м; - угол заката θзак = 89°. Рисунок 4.1 – Диаграмма статической остойчивости Рисунок 4.2 – Диаграмма динамической остойчивости Согласно правилам Регистра судно признаётся достаточно остойчивым, если выполняются следующие условия: судно должно, не опрокидываясь, противостоять одновременному действию динамически приложенного давления ветра и бортовой качки. ; (4.8) Мкр = , кН.м; (4.9) Мкр = кН.м., где = 706 н/м2 – давление ветра; – площадь парусности судна, = 1143,4 м2; z – отстояние центра парусности от плоскости действующей ватерлинии, z = 1 м. Условная расчетная амплитуда бортовой качки судна , используемая для вычисления МОПР, рассчитывается по формуле: ,град (4.10) °, где X1 – коэффициент, определяемый по таблицам Норм остойчивости Регистра в зависимости от отношения . В данном случае = 2,2. Соответственно, X1 = 1; Х2 – коэффициент, зависящий от коэффициента полноты судна Св. Св = 0,45. Соответственно, Х2 = 0,75. Y – принимается в зависимости от района плавания судна и отношения . В данном случае 0,06. Соответственно, Y = 27,0. Опрокидывающий момент МОПР находится путем дополнительных построений на ДДО. На ней откладывается вспомогательная точка А. Для этого вправо от начала координат откладывается амплитуда качки и на кривой динамической остойчивости фиксируется соответствующая точка А'. Далее на диаграмме через точку А' проводится прямая, параллельная оси абсцисс, и на ней, влево от вспомогательной точки А', откладывается отрезок А'А, равный двойной амплитуде. Из исходной точки А проводится касательная АС к ДДО и от точки А на прямой, параллельной оси абсцисс, откладывается отрезок АВ, равный 1 рад (57,3°). Из точки В проводим перпендикуляр BE до пересечения с касательной АС. Отрезок BE равен = 0,45 м. кН.м. (4.11) Получаем: ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|