Здавалка
Главная | Обратная связь

Контроль за прочностью судна



Главное значение для безопасности судна имеет обеспечение общей продольной прочности, так как ее нарушение может привести к разлому корпуса и гибели судна. Отдельные нарушения местной прочности в большинстве случаев непосредственной угрозы судну не представляют, но требуют значительных затрат на его ремонт. Общая прочность судна – способность корпуса судна выдержать нагрузку внутренних и внешних изгибающих сил.

Общая прочность (представлена в виде прогиба и выгиба, также имеется деформация кручения корпуса судна). Проверяется при помощи диаграммы контроля прочности. Проверка производится при основных отличных от типовых случаев загрузки.

Важность контроля общей продольной прочности увеличивается с ростом тоннажа и главных размерений судна, потому что максимальные значения изгибающих моментов, которые могут возникать в поперечных сечениях корпуса, быстро возрастают с увеличением длины судна (приблизительно пропорционально ее квадрату). Если для судов не­большого водоизмещения длиной до 120 – 140 м общая прочность практически при любом реальном размещении грузов обеспечивается конструктивно и может, поэтому не контролироваться в процессе эксплуатации судна, то этого нельзя сказать о судах средне­го и крупного тоннажа. И не случайно Правила классификации и постройки морских су­дов Регистра Украины требуют, чтобы на судах длиной более 150 м имелось средство для контроля загрузки судна, с помощью которого можно оперативно установить, что изгибающий момент и перерезывающая сила, действующие на судно на тихой воде, не превышают допустимых значений.

Таким образом, Правила Регистра Украины прямо указывают на возможный путь для контроля общей продольной прочности корпуса судна в процессе его эксплуатации: расчет изгибающих моментов и перерезывающих сил, возникающих в корпусе на тихой воде при принятом грузовом плане, и сравнение их с допустимыми значениями, которые для всех контролируемых сечений корпуса рассчитываются при проектировании судна и указываются в Инструкций по контролю прочности или других документах, предназначенных для этой цели.

При контроле общей прочности судов среднего тоннажа длиной ориентировочно 140 – 180 м принимается допущение, что для возможных вариантов загрузки судна прочность корпуса по перерезывающим силам всегда обеспечена, а изгибающие моменты дос­тигают наибольшего значения в районе миделевого сечения. Поэтому общую продольную прочность для таких судов контролируют только по изгибающим моментам на миделе. Условия обеспечения прочности корпуса:

, (4.8)

где и – допустимые значения изгибающих моментов в миделевом сечения при прогибе и перегибе.

Порядок проверки прочности по изгибающему моменту состоит в следующем: в

стандартную таблицу Информации записываются массы (численно равные весу) Рi гру­зов, запасов и балласта, расстоянии хн i от центров этих масс до плоскости данного сечения.

Затем вычисляется сумма моментов (4.9). На диаграмме контроля прочности по горизонтали, соответствующей дифференту судна, в метрах, откладывается дедвейт и через полученную точку проводится вертикаль, на которой откладывается сумма моментов , млн. тс.м. Так получается точка, характеризующая состояние прочности судна.

Для рассматриваемого случая получаем точку, которая находится в безопасной зоне гра­фика, т.е. лежит между линиями «Опасно – перегиб в рейсе» и «Опасно – прогиб в рейсе». Таким образом, прочность достаточна для плавания в рейсе.

Рисунок 4.3 – Диаграмма контроля общей прочности по изгибающим моментам

Прочность судна по изгибающему моменту в данном сечении считается достаточной, если точка находится в безопасной зоне, т. е. лежит между линиями «Опасно – пере­гиб в рейсе» и «Опасно – прогиб в рейсе». Если точка лежит за пределами линий «Опасно – перегиб на рейде» и «Опасно – прогиб на рейде», то прочность достаточна только для плавания в условиях рейда.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.