Расчет посадки и начальной остойчивости
Посадка судна называется его положение по отношению к поверхности воды. Для расчета посадки, а в дальнейшем и остойчивости составляем таблицу весовой загрузки судна (таблица 4.1).Из таблицы 4.1 известны количество груза общее и по грузовым помещениям, используем эти данные.Для расчёта осадок носом и кормой при произвольной загрузке судна необходимо знать водоизмещение D и его статический момент относительно плоскости мидель - шпангоута MX. Эти величины рассчитываются в табличной форме. Одновременно с ними вычисляются статический момент водоизмещения относительно основной плоскости MZ, используемый при расчётах остойчивости. В качестве видов нагрузки в таблице учитываются судно порожнем, запасы, балласт и грузы, расположенные в отдельных грузовых помещениях. В таблицу для каждой нагрузки заносятся её масса и координаты центра тяжести: абсцисса XG и аппликата ZG. Ордината обычно не учитывается, т. к. загрузка судна, как правило, симметрична относительно диаметральной плоскости судна (ДП). Координаты центров тяжести запасов, балласта, грузов в отдельных помещениях, а также зависимости объёмов и координат центра тяжести грузовых помещений от уровня их заполнения приведены в «Информации об остойчивости судна». Из таблицы 4.1 известны количество груза общее и по грузовым помещениям, используем эти данные. Расчет статических моментов производится по формулам: (4.3)
Таблица 4.1 Таблица весовой загрузки судна
Исправление ZGдля не полностью заправленной цистерны вычисляется следующим образом. Дано в цистерне №27 топлива Р=59,3т (в полной 81,8т), ZGполного танка=9,6м, XG=-59,96м. От снятия каждых 10т Ц,Т, снижается на ΔZ=0,032м. Т.о. Необходимо отметить, что некоторые танки топлива полностью запрессованы, поэтому учет поправки на свободную поверхность вестись не будет. Балластные танки также пусты, так как в них нет никакой необходимости. Водоизмещение судна складывается из количества груза, всех запасов топлива и провизии и массы судна порожнем. Для данного случая загрузки D = 8078,0 тонн. Рассчитать аппликату и абсциссу центра тяжести судна для вычисленного водоизмещения можно по формуле:
(4.5) , (4.6) где (4.7) (4.8) Данные этих вычислений также внесены в таблицу 4.1 Таким образом, для данной загрузке имеем: м; м; D = 10124,0 тонн; Зная водоизмещение самый быстрый способ найти осадки судна – это использовать диаграмму осадок носом и кормой. Но так как в наличии данной диаграммы не имеется, вычисляем осадки, используя формулы. Дифферент судна, или разность осадки носом и кормой определяют по выражению: или (4.9) где XG - абсцисса ц. т. водоизмещения Δ, м; XC - абсцисса центра величины, м; С – поправки на ЦВ, м (4.9a) dср – средняя осадка или осадка от низа киля,м - момент, дифферентующий на 1 т*м/мм. Используя диаграмму «Кривых элементов теоретического чертежа» и гидростатические данные своего судна, находим значения следующих величин: C = 0,415м; = 13017 тм/м; dср = 6,5 м; Xf = -0,89; Zm = 7,39м Решив систему уравнений (4.9) и (4.9a), получим dн =6,43м dк =6,57м Таким образом, мы имеем посадку на ровный киль с дифферентом на корму. Для расчета метацентрической высоты используется формула: (4.11) Но как говорилось раньше, т.к. топливные танка на момент отхода из порта были полностью запрессованы, то формула примет вид (4.12) Зная, значения Zm = 7,39м, м м > 0,15 м (т.к. предельно- допустимая метацентрическая высота для нашего судна не должна превышать указанного значения согласно резолюции ИМО А.749(18) по остойчивости (на неё даётся ссылка в самой информации об остойчивости)). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|