Примерная тематика курсовых работ
1. Зарождение феномена общественного мнения. Историко-антропологичес- кая версия М.Горшкова. 2. Толпа как субъект общественного мнения. Концепция толпы Г.Лебона. 3. Общественное мнение в условиях современного информационного об- щества. 4. Общественное мнение как специальная социологическая теория, ее роль и место в структуре социологического знания. 5. Стили исследования общественного мнения. 6. Общественное мнение как социальный институт в системе социальных институтов современного общества. 7. Определение субъекта и объекта общественного мнения в социологичес- ких исследованиях. ( Проблемно-методологический характер ). 8. Общественное мнение как концептуальная категория социологии. 9. Интерес как механизм возникновения (зарождения) общественного мнения. 10. Функции общественного мнения, их классификации и типологизации в социологической теории. 11. Динамическая структура общественного мнения. (Социологический ана- лиз основных подходов к ее определению). 12. Деятельный подход в исследовании общественного мнения. 13. Анализ понятий «значение» и «смысл» и их роли в процессе функционирования общественного мнения. 14. Специфика и возможности оперативных исследований общественного мнения в социологии. 15. Профиль исследовательской кампании ВЦИОМ. 16. Профиль исследовательской фирмы РОМИР.
Вопросы к зачету 1. Социологический подход к изучению общественного мнения. 2. Социология общественного мнения как отраслевая социологическая дис- циплина. 3. Изучение общественного мнения в эпоху античности и средневековья. 4. Изучение феномена общественного мнения в эпоху Возрождения и Нового времени. 5. Проблематика общественного мнения в работах зарубежных мыслителей (рубеж XIX – XX веков – настоящее время). 6. Отечественная школа изучения общественного мнения (рубеж ХIХ – ХХ веков – настоящее время).
7. Возникновение и развитие центров изучения общественного мнения в США. 8. Методологический и методический опыт изучения общественного мнения институтом Гэллапа. 9. Центры изучения общественного мнения в Западной Европе и Японии. 10. Социологические центры общественного мнения в СССР и современной России. 11. Понятие и природа общественного мнения. 12. Объект и субъект общественного мнения: современные подходы. 13. Основные свойства и характеристики общественного мнения. 14. Базисная ( статическая) структура общественного мнения. 15. Динамическая структура общественного мнения. 16. Функции общественного мнения. 17. Закономерности функционирования общественного мнения. 18. Историческая эволюция общественного мнения: предпосылки, этапы, тенденции. 19. Современное международное общественное мнение. 20. Общественное мнение в духовно-идеологической и культурной сферах общества. 21. Политическая сфера и общественное мнение. 22. Функционирование общественного мнения в социально-экономической сфере общества. 23. Общественное мнение и власть. 24. СМИ, СМК и общественное мнение. 25. PR и общественное мнение. 26. Слухи как специфический канал выражения общественного мнения. 27. Методология изучения общественного мнения. 28. Подходы к построению выборки в социологических исследованиях общественного мнения. 29. Общая характеристика и сравнительный анализ методов изучения общественного мнения. 30. Обработка и оформление результатов эмпирического исследования.
Контрольные вопросы для проверки текущей успеваемости 1. Определите роль и значение общественного мнения в социокультурной системе общества. 2. Какова роль и место теории общественного мнения в системе социологического знания? 3. В чем заключается сущность общественного мнения как социального явления и категории социологии? 4. Как соотносятся понятия: индивидуальное, коллективное, групповое и общественное мнение? 5. Что может выступать в качестве объекта общественного мнения? 6. В чем заключается социологический подход к анализу общественного мнения как социального института? 7. Проанализируйте функции общественного мнения в его взаимосвязи с различными социальными институтами общества (культурными, политическими, государственными, коммуникативными, институтами науки и др.). 8. Опишите основные типы и режимы взаимодействия общественного мнения и власти. 9. Определите и проанализируйте основные свойства и показатели общественного мнения. На чем основываются основные принципы их оценки и измерения? 10. Как соотносятся методология и методика в социологии общественного мнения? В чем их взаимосвязь? 11. Каким образом может использоваться общественное мнение как социальная технология в управлении социальными процессами?
Контрольные вопросы для проверки остаточных знаний 1. Дайте определение понятия « общественное мнение». 2. В чем состоит объект и предмет социологии общественного мнения? 3. В чем заключается двойственность природы общественного мнения? 4. Раскройте основные компоненты базовой (статичной) структуры общественного мнения. 5. Назовите основные этапы «жизненного цикла» общественного мнения. 6. Раскройте основные функции общественного мнения. 7. В чем особенность функционирования общественного мнения в социально- экономической сфере общества? 8. Какую роль играют СМИ в процессе формирования и выражения общественного мнения? 9. Каковы способы манипуляции общественным мнением? 10. Назовите известные вам социологические центры изучения общественного мнения в современной России. 11. Охарактеризуйте основные эмпирические методы изучения общественного мнения. 12. Охарактеризуйте основные подходы к построению выборки в сфере изучения общественного мнения.
Основная рекомендуемая литература: 1. Беляева, Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе: Учебное пособие / Л.А.Беляева. – М.:Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. 2. Вардомацкий, А.П. Некоторые особенности постсоветского общественного мнения / А.П. Вардомацкий // СОЦИС: Социологические исследования. – 1998. - №9. 3. Гавра, Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт / Д.П.Гавра. - СПб.,1995. 4. Гегель, Г.Ф. Философия права / Г.Ф.Гегель. - М., 1990. 5. Гольцендорф, Ф. Роль общественного мнения в государственной жизни / Ф.Гольдендорф. - СПб.,1881. 6. Горшков, М.К. Общественное мнение. История и современность / М.К.Горшков. - М.: Политиздат, 1988. 7. Грушин, Б.А. Мнения о мире и мир мнений / Б.А.Грушин. - М.: 1967. 8. Грушин, Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов обществен- ного мнения / Б.А.Грушин. – М.,2001. 9. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: Учебник / В.И.Добреньков, А.И. Кравченко. – М.:ИНФРА-М.,2004. 10. Коробейников, В.С. Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции / В.С.Коробейников. - М., 1981. 11. Короткова, Л.Н. Социология общественного мнения: Конспект лекций / Л.Н.Короткова. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. 12. Липпман, У. Общественное мнение / У.Липпман. – М., 2000. 13. Маршак, А.Л. Социология: Учебное пособие / А.Л.Маршак. - М.: Высшая школа, 2002. 14. Ноэль – Нойман, Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / Э. Ноэль – Нойман. - М., 1996. 15. Политическая социология: Учебник для вузов / под ред. чл.-корр. РАН Ж.Т. Тощенко. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 16. Почепцов, Г.Г. Паблик Рилейшенз, или как успешно управлять общественным мнением / Г.Г. Почепцов. – М.,1998. 17. Социология в России / под ред. В.А.Ядова. – М.,1998. 18. Социология: Учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др. - Мн.: "Тетра – Система", 2003. 19. Социология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 20. Социология: Учебник / отв. ред. П.Д.Павленок. – М., 2002. Н-Я. – М.: Мысль. – 2003. 22. Тард, Г. Личность и толпа / Г.Тард. - СПб., 1903. 23. Фролов, С.С. Социология: Учебник / С.С. Фролов. - М.: Гардарики, 1999. - Гл..14. 24. Федотова, Л.Н. Паблик Рилейшнз и общественное мнение / Л.Н.Федотова. – СПб.: Питер, 2003. 25. Хвостов, В.М. Общественное мнение и политические партии / В.М. Хвостов. - М., 1906. 26. Цаллер, Д. Происхождение и природа общественного мнения / Д.Цаллер. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 27. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования /В.А.Ядов. – М.,1998.
Дополнительная рекомендуемая литература 1. Бутенко, И.А. Использование новых технологий при опросах / И.А. Бутенко // СОЦИС:Социологические исследования. – 2000. - №10. 2. Грушин, Б.А. К истории научного изучения общественного мнения в России / Б.А.Грушин // Вопросы философии. – 2004. - №8. 3. Лайдинен, Н.В. Образ России в зеркале общественного мнения / Н.В.Лайдинен // СОЦИС:Социологические исследования. – 2001. – №4. 4. Латынов, В.В. Слухи: социальные функции и условия появления / В.В.Латынов // СОЦИС:Социологические исследования. – 1995. – №1. 5. Мазаев, Ю.Н. Роль СМИ в формировании общественного мнения о милиции / Ю.Н.Мазаев // СОЦИС:Социологические исследования. - 2004. - №2. 6. Малышева, П.В. Социологические исследования на рынке услуг / П.В.Малышева // СОЦИС:Социологические исследования. – 2000. - №6. 7. Мендра, А. Основы социологии:Учебное пособие для вузов / А.Мендра. – М.:NOTA BENE, 2000. 8. Науменко, Т.В. Общественное мнение и массовая коммуникация / Т.В. Науменко // ВЕСТ. МОСК. УН-ТА. – СЕР.12. – ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. – 2003. - №5. 9. Оссовский, В.Л. Проблема идентификации общественного мнения / В.Л.Оссовский //СОЦИС: Социологические исследования. – 1999. - № 10. Пажес, Ж.-П. Конфликты и общественное мнение / Ж.-П. Пажес // СОЦИС: Социологические исследования. – 1991. - №7. 11. 50/50. Опыт словаря нового мышления. – М., 1989. 13. Судас, Л.Г. Социология общественного мнения / Л.Г.Судас // Социально-политический журнал. – 1995. - №1. 14. Судас, Л.Г. Общественное мнение: российский дискурс / Л.Г.Судас // Социально-гуманитарные знания. – 2001. - №6. 15. Тощенко, Ж.Т. О парадоксах общественного мнения / Ж.Т.Тощенко // СОЦИС:Социологические исследования. – 1995. – №11.
Cписок ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|