Здавалка
Главная | Обратная связь

Догнали и перегнали Америку



Если вы, провожая ребенка в школу, жалеете, что школа эта не в Америке и не в Англии, не пе­реживайте. Как показало Международное иссле­дование IEA по оценке качества образования в 40 странах мира, наши школьники знают матема­тику и естественные науки лучше американских и большинства европейских детей. Исследователи относят это на счет того, что Россия — самая читающая страна. 50% детей имеют дома библиотеку, насчитывающую не менее 100 книг. Кроме того, выяснилось, что рос­сийские родители — одни из самых образован­ных родителей в мире. 34% наших школьников живут в семье, где хоть один из «предков» с выс­шим образованием. Такое можно встретить еще только в Канаде, Израиле, Литве и Америке, т.е. странах, где значительную часть населения со­ставляют «бывшие русские». Российские учителя больше, чем в других стра­нах, тратят времени на подготовку к урокам и


проверку работ, беседы с учениками и родите­лями и чтение профессиональной литературы. В среднем на все это уходит 18,5 ч в неделю, а в Японии — только 15. Тем не менее именно ази­аты оказались самыми образованными. На пер­вом месте Сингапур, за ним — Южная Корея и Япония.

Из европейских стран в шестерку лучших вошли только Бельгия и Чешская Республика. Второй уровень знаний продемонстрировали 14 стран. Среди них Словацкая Республика, Швейцария, Болгария, Россия, Франция, Таиланд, Израиль и Швеция. Третий (на «тройку») — Америка. Интересно, что в Азии дети старательно учат все, нравится это им или нет, и не ждут поощрения за хорошие оценки. В западных странах успехи де­тей напрямую зависят от того, нравится предмет или нет, а в том, что учатся хорошо, они уверены независимо от результатов.

Аргументы и факты. 1997. № 40

начальных школ, особенно тяготясь их отоплением. В 1907 г. в губернии закрылось 9 училищ — 7 министерских и 2 земских. В трех случаях кресть­яне отказались нести расходы по постройке зданий училищ и по их содер­жанию, ссылаясь на то, что они платят правительству подати и оно обязано бесплатно открывать и содержать училища. Крестьяне пытались экономить: строили меньшие здания, чем было запланировано строительным отделе­нием губернского управления, либо размещали школы в наемных частных крестьянских домах только на период учебного года, настойчиво добиваясь оплаты казной найма помещения3.

Сопротивление крестьян открытию школ наблюдалось в России повсе­местно. Правительство было вынуждено принять меры. По указу Николая 11 от 10 марта 1909 г. сельские общества не могли отказаться от принятых ими на себя обязательств по содержанию министерских училищ, если не было на то существенных причин. Если указ не выполнялся, неуплаченная сум­ма взыскивалась с сельского общества.

Заметим, что 1906-1909 гг. были далеко не самыми худшими в финансо­вом смысле для России. Принято даже считать, что до 1913 г. наша страна

входила в число самых развитых дер­жав мира. А вот на тебе — и тогда эко­номили на школе.

Вместе с тем содержание образова­ния обновилось и стало предполагать различные варианты, появились него­сударственные школы. Средние шко­лы и учителя получили право самосто­ятельного выбора программ и учебной литературы. Значительно изменилось содержание гуманитарных дисцип­лин; появился ряд факультативных курсов по социально-экономическим дисциплинам: политологии, социо­логии, экономике, праву и т.п., в школах преподаются такие новые пред­меты, как информатика, экология, основы безопасности жизнедеятельно­сти и др.

Пик рождаемости 1983 г. привел к увеличению количества учащихся за последнее десятилетие на 10%. Кроме того, часть молодежи, которая рань­ше направлялась в учреждения начального и среднего профессионального образования, теперь предпочитает продлить свое пребывание в общеобра­зовательной школе с целью повысить свой уровень знаний и отложить на­чало профессиональной жизни. Это продиктовано и тем, что предприятия, особенно сектора услуг, предпочитают брать на работу молодежь, имеющую образование, зачастую высшее.

Как показывают социологические исследования и статистика, современ­ная общеобразовательная школа не выполняет в полной мере ни одну из своих задач: возрастает уровень девиантного поведения несовершеннолетней мо­лодежи, в том числе преступности, алкоголизма, наркомании, проституции и т.д. Школа не решает задачи профессионального самоопределения. Она

5 Сулимое В. Российская школа в начале XX века и в годы гражданской войны // История. Ежене­дельное приложение к газете «Первое сентября». 2000. № 37.

неспособна подготовить абитуриентов к вступительным экзаменам в вуз. Функцию подготовки, которую должна выполнять средняя школа, активно реализуют неформальный институт репетиторства,многочисленные коммер­ческие курсы. В итоге, базируясь только на школьных знаниях, за последние 5 лет (1992—1997) в вузы поступили не более трети студентов. Еще треть вы­пускников школ, чтобы поступить в вуз, вынуждены заниматься на подгото­вительных курсах, до 20% нанимают репетиторов и примерно столько же готовятся самостоятельно. «Таким образом, в настоящее время подготовка молодежи в вузы более чем на 70% находится под контролем коммерческих структур, что в условиях экономического кризиса лишает значительную часть молодежи возможности получения высшего образования»6.

Социологи фиксируют: в последнее время поменялось общественное сознание молодежи. Теперь большинство абитуриентов понимают, что от выбора вуза зависит карьера и вообще вся жизнь. Конкуренция на рынке труда резко возросла. Студенты старших курсов предпочитают начать тру­довую деятельность еще до окончания вуза, чтобы быть обеспеченными рабочими местами по получении диплома. Работодатель же принимает во внимание не только специальность по диплому, но и оценки по основным дисциплинам.

Выбор вуза выпускниками школ — это не только выбор места учебы, но и профессиональное самоопределение, признание ими приоритета опреде­ленного образа жизни. Поданным социологического исследования (опрос 2500 студентов 1-5-х курсов 50 вузов России проведен в 10 городах страны по квотной выборке в сентябре 1996 г.: в Москве, Санкт-Петербурге, Воро­неже, Казани, Уфе, Екатеринбурге, Кемерове, Красноярске, Улан-Удэ и Владивостоке), мотивы поступления в вузвыглядят следующим образом:

• заниматься в будущем интеллектуальным трудом — 56%;

• получить профессию в соответствии с наклонностями — 24%;

• по настоянию родителей — 9%;

• чтобы не призвали в армию — 6%;

• некуда было идти после школы — 5%7.

Подавляющее большинство опрошенных родителей (более 70%) пола­гают, что при выборе вуза надо учитывать только то, какую специальность в этом вузе можно получить. Местонахождение вуза считают приоритетным менее 30% опрошенных родителей*.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.