Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные этапы подготовки текста



к публичному выступлению:

· Записать мысли о предмете выступления (по Карнеги).

· Четко сформулировать тему, цель и основную мысль выступления.

· Ознакомиться с необходимой литературой и выбрать самое главное по основной проблеме выступления.

· Составить рабочий план выступления.

· Разделить на отдельные составляющие «царствующую» мысль текста и написать основную часть текста выступления.

· Написать вступление и заключение выступления.

· Оценить непротиворечивость текста в целом, проверить логику изложения, соответствие материала выступления характеру аудитории и речевой ситуации к моменту начала выступления, отредактировать текст выступления.

· Подготовиться к произнесению речи (чтение вслух на время, перед зеркалом и т. д.).

Типичные погрешности: значительные отступления от темы, проблемы выступления, непоследовательность, несоразмерность частей, неубедительные примеры, повторы.

Варианты вступлений:

· интересный пример;

· пословица или поговорка; крылатое выражение;

· юмористическое замечание;

· известная цитата, которая позволит глубже осмыслить основное положение выступления;

· символ, аллегория;

· комплимент слушателям;

· вопрос к аудитории;

· увлекательная история или случай из жизни;

· рассказа о каком-то значительном событии, имеющем отношение к данной аудитории.

Недопустимо во вступлении:

· извиняться и говорить, что недостаточно подготовлен;

· шутить и рассказывать анекдоты, если аудитория оратору не знакома.

Варианты концовок:

1. Цитата, крылатое выражение, поговорка.

2. Обобщающий вывод.

3. Обращение к слушателям.

4. Подытоживающее повторение.

5. Иллюстрация.

6. Кульминация.

7. Комплимент аудитории.

8. Юмористическая концовка.

9. Благодарность за внимание.

Недопустимо в конце выступления:

· извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного;

· обрывать речь без заключения и уходить;

· заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления.

· не вспоминать о том, о чём забыл сказать оратор, если уже сформулирован вывод;

· не оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности.

В конце речи могут кратко повторяться основные тезисы выступления, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе.

Риторические позиции оратора в ходе выступления:

1. Позиция информатора (чистое изложение материала).

2. Позиция комментатора (дополнительные сведения и личные оценки).

3. Позиция собеседника (диалогизация).

4. Позиция советчика (расставление акцентов).

5. Позиция эмоционального лидера.

Приемы привлечения внимания аудитории:

· Обращение к событию, времени, месту.

· Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям между людьми.

· Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации.

· Риторический вопрос.

· Ссылка на свое эмоциональное состояние.

· Возбуждение любопытства.

· Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из собственной жизни, демонстрация какого-либо предмета.

· Цитирование знакомого высказывания, точки зрения знаменитости.

· Исторический эпизод.

· Постановка проблемного вопроса и ответ на него.

· Изложение цели и задачи выступления.

· Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно.

Приемы поддержания внимания к тексту

публичного выступления:

· Закон края.

· Вопросы к аудитории.

· Организация дискуссии.

· Обращение к отдельным слушателям.

· Авансирование.

· Неожиданное краткое отвлечение от темы.

· Демонстрация предмета.

· Приближение к слушателям.

· Развлекательные элементы во второй части выступления.

Причины волнения оратора в аудитории:

1. Боязнь незнакомой аудитории.

2. Недостаточная подготовка.

3. Творческая взволнованность.

Контактоустанавливающие речевые действия:

· Формулы этикета (приветствия, прощания, обращения, комплименты).

· Визуальный контакт.

· Техническая организация текста (интонирование, акцентирование, использование логических ударений и т.д.).

· Метатекстовые конструкции (в начале выступления…, в заключении…, во-первых…, во-вторых и т.д.)

· Личностный тип общения.

Этика ораторского выступления:

· Доброжелательность, но не агрессивность.

· Не обижать аудиторию и не обижаться на аудиторию.

· Не вступать в конфликтные отношения.

· Не идти «на поводу» у аудитории и не заигрывать с аудиторией.

· Не угрожать, не вести демагогию.

· Не подвергать позору мнения тех людей, которые оспариваются оратором.

· Не искажать мнения оппонентов.

· Не преувеличивать собственной роли в каких-то событиях, действиях.

· Не доказывать положения выступления как истинные, не подлежащие опровержению.

· Не требовать признания правоты собственной концепции.

Эстетика ораторской речи:

· Цельность выступления.

· Единая стилевая манера выступления.

· Не слишком большой текст выступления.

· Хорошо подобранный ритмико-интонационный рисунок речи.

· Учитывать критерий благозвучности речи.

· Учитывать параметры голоса (высоту, полётность, помехоустойчивость и т.д.) и контактоустанавливающие моменты речевых действий.

· Проговаривание «вслух» текста выступления.

 

Речевое воздействие – воздействие на человека при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели.

Цель: убедить аудиторию в сознательном принятии т.з. говорящего.

Задача речевого воздействия: при помощи речи изменить поведение или мнение собеседника в необходимом говорящему направлении.

Факторы речевого воздействия – совокупность типовых вербальных и невербальных сигналов, влияющих на эффективность общения.

Основные способы речевого воздействия:

· Доказывание.

· Убеждение.

· Уговаривание.

· Внушение.

· Просьба.

· Приказ.

· Принуждение.

Коммуникативная грамотность – умение вести общение эффективно и бесконфликтно.

Коммуникативные барьеры – типичные трудности, возникающие в общении людей с действием тех или иных объективных или субъективных причин препятствующие успешной коммуникации, пониманию людьми друг друга.

Барьеры могут быть: культурными, социальными, ролевые, психологические, когнитивные и т.д.

Деловая риторика.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.