Основные этапы подготовки текста
к публичному выступлению: · Записать мысли о предмете выступления (по Карнеги). · Четко сформулировать тему, цель и основную мысль выступления. · Ознакомиться с необходимой литературой и выбрать самое главное по основной проблеме выступления. · Составить рабочий план выступления. · Разделить на отдельные составляющие «царствующую» мысль текста и написать основную часть текста выступления. · Написать вступление и заключение выступления. · Оценить непротиворечивость текста в целом, проверить логику изложения, соответствие материала выступления характеру аудитории и речевой ситуации к моменту начала выступления, отредактировать текст выступления. · Подготовиться к произнесению речи (чтение вслух на время, перед зеркалом и т. д.). Типичные погрешности: значительные отступления от темы, проблемы выступления, непоследовательность, несоразмерность частей, неубедительные примеры, повторы. Варианты вступлений: · интересный пример; · пословица или поговорка; крылатое выражение; · юмористическое замечание; · известная цитата, которая позволит глубже осмыслить основное положение выступления; · символ, аллегория; · комплимент слушателям; · вопрос к аудитории; · увлекательная история или случай из жизни; · рассказа о каком-то значительном событии, имеющем отношение к данной аудитории. Недопустимо во вступлении: · извиняться и говорить, что недостаточно подготовлен; · шутить и рассказывать анекдоты, если аудитория оратору не знакома. Варианты концовок: 1. Цитата, крылатое выражение, поговорка. 2. Обобщающий вывод. 3. Обращение к слушателям. 4. Подытоживающее повторение. 5. Иллюстрация. 6. Кульминация. 7. Комплимент аудитории. 8. Юмористическая концовка. 9. Благодарность за внимание. Недопустимо в конце выступления: · извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного; · обрывать речь без заключения и уходить; · заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления. · не вспоминать о том, о чём забыл сказать оратор, если уже сформулирован вывод; · не оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности. В конце речи могут кратко повторяться основные тезисы выступления, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе. Риторические позиции оратора в ходе выступления: 1. Позиция информатора (чистое изложение материала). 2. Позиция комментатора (дополнительные сведения и личные оценки). 3. Позиция собеседника (диалогизация). 4. Позиция советчика (расставление акцентов). 5. Позиция эмоционального лидера. Приемы привлечения внимания аудитории: · Обращение к событию, времени, месту. · Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям между людьми. · Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации. · Риторический вопрос. · Ссылка на свое эмоциональное состояние. · Возбуждение любопытства. · Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из собственной жизни, демонстрация какого-либо предмета. · Цитирование знакомого высказывания, точки зрения знаменитости. · Исторический эпизод. · Постановка проблемного вопроса и ответ на него. · Изложение цели и задачи выступления. · Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно. Приемы поддержания внимания к тексту публичного выступления: · Закон края. · Вопросы к аудитории. · Организация дискуссии. · Обращение к отдельным слушателям. · Авансирование. · Неожиданное краткое отвлечение от темы. · Демонстрация предмета. · Приближение к слушателям. · Развлекательные элементы во второй части выступления. Причины волнения оратора в аудитории: 1. Боязнь незнакомой аудитории. 2. Недостаточная подготовка. 3. Творческая взволнованность. Контактоустанавливающие речевые действия: · Формулы этикета (приветствия, прощания, обращения, комплименты). · Визуальный контакт. · Техническая организация текста (интонирование, акцентирование, использование логических ударений и т.д.). · Метатекстовые конструкции (в начале выступления…, в заключении…, во-первых…, во-вторых и т.д.) · Личностный тип общения. Этика ораторского выступления: · Доброжелательность, но не агрессивность. · Не обижать аудиторию и не обижаться на аудиторию. · Не вступать в конфликтные отношения. · Не идти «на поводу» у аудитории и не заигрывать с аудиторией. · Не угрожать, не вести демагогию. · Не подвергать позору мнения тех людей, которые оспариваются оратором. · Не искажать мнения оппонентов. · Не преувеличивать собственной роли в каких-то событиях, действиях. · Не доказывать положения выступления как истинные, не подлежащие опровержению. · Не требовать признания правоты собственной концепции. Эстетика ораторской речи: · Цельность выступления. · Единая стилевая манера выступления. · Не слишком большой текст выступления. · Хорошо подобранный ритмико-интонационный рисунок речи. · Учитывать критерий благозвучности речи. · Учитывать параметры голоса (высоту, полётность, помехоустойчивость и т.д.) и контактоустанавливающие моменты речевых действий. · Проговаривание «вслух» текста выступления.
Речевое воздействие – воздействие на человека при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели. Цель: убедить аудиторию в сознательном принятии т.з. говорящего. Задача речевого воздействия: при помощи речи изменить поведение или мнение собеседника в необходимом говорящему направлении. Факторы речевого воздействия – совокупность типовых вербальных и невербальных сигналов, влияющих на эффективность общения. Основные способы речевого воздействия: · Доказывание. · Убеждение. · Уговаривание. · Внушение. · Просьба. · Приказ. · Принуждение. Коммуникативная грамотность – умение вести общение эффективно и бесконфликтно. Коммуникативные барьеры – типичные трудности, возникающие в общении людей с действием тех или иных объективных или субъективных причин препятствующие успешной коммуникации, пониманию людьми друг друга. Барьеры могут быть: культурными, социальными, ролевые, психологические, когнитивные и т.д. Деловая риторика. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|