Здавалка
Главная | Обратная связь

Лексические и стилистические нормы СРЛЯ



Задание № 28. Составить словосочетания с приведенными паронимами.

Болотистый – болотный, воинственный – воинствующий, призывной – призывный, сытый – сытный, абонент – абонемент, эффектный – эффективный, экономный – экономичный, целый – цельный, дипломник – дипломант, нетерпимый – нестерпимый, дефектный – дефективный, логический – логичный, терпеливость – терпимость, войти – взойти, одевать – надевать, черепаший – черепаховый, враждебный – вражеский, гарантийный – гарантированный, глубинный – глубокий, горный – гористый, грозный – грозовой, гуманизм – гуманность, действенный – действительный, деловитый – деловой, дипломатический – дипломатичный.

Задание № 29. Подобрать синонимы к словам.

бежать ругать

безупречный самобытный

важный свидетель

расплывчатый своеобразный

реорганизовать секретный

рецензия старательный

воплощать таинственный

впечатление тактичный

гуманный тенденциозный

дилетант иносказательный

исчерпывающий ландшафт

мотивировать негативный

описывать тождественный

плодотворный тревожиться

превалировать убедительный

Задание № 30. Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно:

свободная вакансия три единственные дочери демобилизация из армии частная собственность первая премьера жестикулировать руками информационное сообщение взаимно друг к другу облокотиться спиной песчаные барханы страшно удобная обувь букинистическая книга
прогрессировать вперед ночная серенада будущая перспектива экспонаты выставки отменный негодяй прейскурант цен суета сует первый дебют мизерные мелочи вечерняя серенада коллега по профессии суета – сует
живой труп топтать ногами демобилизация из армии песчаные барханы жестикулировать руками частная собственность в конечном итоге патриот своей родины практика работы свободная вакансия ответная контратака сломать стеклянную вазу
букинистическая книга облокотиться спиной взаимно друг к другу посмотреть глазами информационное сообщение ни минуты времени отменный негодяй меньшая половина народный фольклор первая премьера экспонаты выставки страшно удобная обувь
памятный сувенир биография жизни моя автобиография грусть – тоска монументальный памятник большая или меньшая половина страшная красавица прейскурант цен три единственные дочери зайтись лёгким детским смехом пернатые птицы обыкновенное чудо
мизерные мелочи частная собственность ведущий лидер прогрессировать вперед временной цейтнот демобилизация из армии очень маленький монументальный памятник преобладающее большинство очевидное – невероятное ночная серенада первая премьера

Задание № 31. Подобрать антонимы к словам.

вежливый надевать

вечность находить

возникать оптимизм

гигант победа

движение приближать

естественный свет

забывать свобода

завязывать создавать

знание трагический

искренность утверждать

истина храбрый

красивый цивилизация

мирить частый

Задание № 32. Не является антонимом к сущ.:

1) «радость» – беда, горесть, печаль, тоска; 2) «грубый» –ласковый, вежливый, нежный, тихий; 3) «добрый» – жестокий, грубый, злой, злобный; 4)«давать» – брать, отбирать, предлагать, отнимать; 5) «жестокость» – нежность, милосердие, гуманность, человечность; 6) «искренний» – лживый, лицемерный, фальшивый, грубый.

Задание № 33. Определите, кто является автором фразеологизма:

1)тришкин кафтан (Н. Лесков; И. Крылов; Н. Гоголь; А. Пушкин); 2)подковать блоху (А. Пушкин; Н. Лесков; Н. Гоголь; И. Крылов); 3) есть ещё порох в пороховницах (Н. Гоголь; И. Крылов; Н. Лесков; А. Пушкин); 4)дворянское гнездо (И. Тургенев; Н. Лесков; А. Пушкин; И. Крылов); 5)вишнёвый сад (А. Пушкин; А. Чехов; И.Тургенев; Н. Лесков); 6) на деревню дедушке (А. Пушкин; И. Тургенев; Н. Лесков; А. Чехов).

Задание № 34. Составить словосочетания с синонимами.

Преимущество, превосходство, преобладание, первенство; влажный, мокрый, сырой, промозглый; дерзкий, наглый, нахальный, вызывающий; кроткий, добродушный, мягкий, смирный, незлобливый; неизвестный, незнакомый, безвестный, неведомый; необъятный, непомерный, огромный, большой, крупный, грандиозный, громадный.

Задание № 35. Найти случаи немотивированного употребления устаревших слов.

1. Он оборотился таким сторонником рыночной экономики, что поражаешься. 2. Мортизационные отчисления надобно производить ежемесячно. 3. Многое необходимо сделать, дабы повысить удельный вес общественности в спортивной жизни. 4. Сей случай вызвал немало разговоров на предприятии. 5. Из доклада явствует, что положение нисколько не улучшилось. 6. Было бы заблуждением уповать только на комитет. 7. Сии полномочия заведующий получил в самый последний момент. 8. Ещё большие залежи полезных ископаемых остаются втуне. 9. Смотрю на эти сильные, цепкие, чуть темноватые в запястьях длани, которые все могут. 10. Но, сколь это ни странно, у нас нет никаких контактов с институтом.

Задание № 36. Составить предложения с приведенными синонимами.

Натуральный – естественный, фальшивый – искусственный, вакуум – пустота, антагонистический – враждебный, вибрировать – дрожать, дистанция – расстояние, индифферентный – равнодушный, дискутировать – спорить.

Задание № 37. Отметить случаи немотивированного употребления разговорных и просторечных слов, вульгаризмов.

1. Наши спортсмены начисто проиграли все соревнования в беге на длинные дистанции. 2. У предприятия, благодаря полученной поддержке, есть возможность начать работу без раскачки. 3. Наконец-то местные хулиганы в результате проведенных мероприятий струхнули. 4. В нашем классе не любят тех, кто больше языком чешет. 5. За прошлый год был всего один случай, когда работник предприятия явился на работу под хмельком.

Задание № 38. Выделить в предложениях штампы и канцеляризмы.

1. Дисциплина у нас стоит во главе угла. 2. Со стороны отдельных сотрудников имеет место формальное отношение к своим обязанностям. 3. Данным мероприятием следует охватить все филиалы нашего института. 4. Следует со всей остротой поднять вопрос об улучшении качества отечественной продукции. 5. Необходимо обратить внимание на факты опоздания учащихся на уроки. 6. На заводе имеет место мнение, что всем виноват директор.

Задание № 39. Вычеркнуть лишние слова, оставить только синонимы фразеологизмов.

1. Кот наплакал – мало, вредно, глупо. 2. Куры не клюют – злобно, плохо, много. 3. Водить за нос – заглушать, мешать, обманывать. 4. Бить баклуши – радоваться, бездельничать, обманывать. 5. Вешать нос – запоминать, требовать, огорчаться. 6. Как с гуся вода – нипочем, радостно, странно. 7. С горем пополам – грустно, еле-еле, одиноко. 8. В порядке вещей – аккуратно, нормально, беспорядочно. 9. Поставить крест – креститься, отказаться, унижать. 10. Прикусить язык – огорчиться, узнать, замолчать.

Задание № 40. Вычеркнуть лишние слова, оставив только антонимы фразеологизмов.

Рукой подать – быстро, далеко, хорошо.

Повесить нос – радоваться, узнавать, поднять.

Капля в море – мокро, много, удивительно.

Под шумок – открыто, громко, тихо.

Пойти навстречу – мешать, бегать, удовлетворять.

Вавилонское столпотворение – порядок, хаос, неразбериха.

Задание № 41. Найти лексические и стилистические ошибки в предложениях.

1. Она считала, что нет ничего ужаснее, чем иметь такую дефективную фигуру. 2. Я знал про своего друга, что он был сильно слабый человек. 3. В город ему пришлось ехать окружным путем. 4. Наташа Ростова была хорошей хозяйственницей. 5. Мне было грустно читать о несчастной девушке Асе: о ее жизни, повадках и характере. 6. Родители отказались от мелкой опеки по отношению к сыну. 7. В нашем городе начинают работу участковые избирательные кампании. 8. Львиная часть работы была уже выполнена. 9. По этому вопросу вышло несколько объемных книг и статей. 10. Герой романа – самоотверженный и жестокий борец за свободу. 11. Спортсмены одержали командное первенство на европейском чемпионате. 12. Нужно проявлять терпеливость к недостаткам близких людей. 13. Поэма эта является пиком в творчестве поэта. 14. Рисунки получились немного неудачливые. 15. Такой прием обработки наиболее эффектен в наших условиях. 16. Не из-за чего было ломать дрова. 17. Вскрытие рек ещё больше увеличило уровень воды. 18. Председательствует на заседании профессор, только что защитивший ученую степень. 19. В 1918 году началась гражданская интервенция. 20. На этой-то вечеринке он и начал за ней флиртовать. 21. Он мне с апогеем рассказывал об этом. 22. Писатель играл большое значение в литературе конца века. 23. Я забыл поставить роспись в ведомости. 24. У него врачи подразумевают злокачественную опухоль. 25. Таблетка полностью разложилась во рту. 26. Нейлоновое освещение придавало всему окружающему мертвенный вид. 27. У нас в стране очень плохая экология. 28. Наш герой сварил всю эту кашу, а расхлебывать придется другим. 29. Ваше дело гроша выеденного не стоит. 30. Несмотря на трагедию, разворачивавшуюся перед его глазами, сосед стоял с холодным и отвлеченным лицом. 31. Я уважаю Базарова за то, что он умел отстаивать свою точку мнения. 32. Слово было представлено народному депутату Иванову. 33.Чтобы хоть как-то скрасить этих обделенных судьбой детей, мы решили провести для них детский праздник. 34.В стране ещё много проблем, поэтому нам предстоит обсудить целую кучу законодательных инициатив. 35.Онегин неохотно потащился в гости к Лариным. 36. Алеша Пешков ходатайствовал, чтобы его отпустили домой на праздники. 37.Я Вас ставлю в известность, что ни в театр, ни в кино я с Вами не пойду. 38. Дети радостно закричали, что лагерь не функционирует. 39. Следует хорошенько изучить параметры воротника. 40. Печорин обольстил Бэлу и смотал удочку.

Задание № 42. Указать фигуру речи, которой соответствует определение:

__________ – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда. (эллипсис, анафора, градация, антитеза)

__________ – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание производимого ими впечатления. (градация, анафора, антитеза, эллипсис)

__________ – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения, придающая речи динамизм, живость. (эллипсис, антитеза, анафора, градация)

__________ – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. (литота, анафора, параллелизм, эпифора)

__________ – стилистическая фигура, заключающаяся в определении какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного. (литота, параллелизм, эпифора, градация)

__________ – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда. (литота, эпифора, анафора, градация)

__________ – намеренный обрыв высказывания, придающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель сам догадается, что именно осталось невысказанным. (градация, литота, анафора, умолчание)

__________ – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усиления выразительности речи. (инверсия, анафора, литота, градация)

__________ – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи. (бессоюзие, многосоюзие, анафора, антитеза)

__________ – такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. (парцелляция, градация, инверсия, литота)

__________ – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий. противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. (эллипсис, оксюморон, гипербола, анафора)

__________ – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. (анафора, гипербола, литота, инверсия)

__________ – повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием. (анафора, эпифора, инверсия, аллитерация)

__________ разновидность метонимии – переименование предмета на основе количественного соотношения. (метафора, аллегория, синекдоха, эпитет)

__________ – переименование предмета на основе сходства между предметом и материалом, из которого он изготовлен. (метафора, эпитет, метонимия, анафора)

_________ – мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, но при наиболее внимательном рассмотрении – верное, по крайней мере, в каких-то условиях. (эллипсис, антитеза, парадокс, эпитет)

_________ – простая, но эффективная фигура речи: фраза начинается с какого-нибудь существительного в именительном падеже ( или именного словосочетания ), которое после двухсекундной паузы характеризуется целым предложением. (градация, именительный представления, эпитет, антитеза)

_________ – замена в высказывании нарицательного имени именем собственным. (градация, анафора, антономасия, эпитет)

_________ – фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов. (гипербола, каламбур, эпитет, анафора)

_________ – троп, состоящий в уподоблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки. (ирония, метафора, гипербола, метонимия)

IV. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Культура речи как наука: предмет, цель, задачи.

2. Язык и речь (понятие, особенности и сходства). Функции языка.

3. Коммуникативные качества речи: правильность, точность, логичность, простота, ясность.

4. Коммуникативные качества речи: богатство, выразительность, уместность, чистота, сжатость, живость и благозвучие.

5. Понятие языковой нормы. Признаки нормы.

6. Основные типы языковых норм.

7. Орфоэпические нормы современного русского языка.

8. Акцентологические нормы современного русского языка.

9. Лексические нормы современного русского языка.

10. Морфологические нормы современного русского языка (существительное).

11. Морфологические нормы современного русского языка (прилагательное, числительное).

12. Морфологические нормы (глагол, причастие, деепричастие).

13. Синтаксические нормы: согласование сказуемого с подлежащим, согласование определения с определяемым словом.

14. Синтаксические нормы: нормы управления и порядок слов в предложении.

15. Функционально-смысловые стили речи (определение стиля, типология, типичное и специфичное).

16. Функционально-смысловой стиль речи (научный).

17. Функционально-смысловой стиль речи (публицистический).

18. Функционально-смысловой стиль речи (официально-деловой).

19. Функционально-смысловой стиль речи (художественный).

20. Функционально-смысловой стиль речи (разговорно-бытовой).

21. Стилистические средства языка (стилистически нейтральные и стилистически окрашенные единицы).

22. Стиль и синонимия.

23. Ораторская речь (понятие, цель, задачи, приёмы подготовки текста ораторского выступления, состояние выступающего, контакт с аудиторией, типичные речевые ошибки).

24. Этика и эстетика ораторского выступления.

25. Спор как убеждающий жанр публицистической речи (понятие, цель, задачи, виды).

26. Классификация споров: обсуждение, диспут, дискуссия, полемика, дебаты, прения. Рекомендации для повышения эффективности ведения спора.

27. Цель и формы проведения спора. Культура спора.

28. Стратегия и тактика спора.

29. Аргументация как логический аспект спора.

30. Вопросно-ответный комплекс как логический аспект спора.

31. Уловки в споре.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.