Здавалка
Главная | Обратная связь

Морфологические и синтаксические нормы СРЛЯ



Задание № 9. Словосочетания, приведенные во мн.ч., поставить в ед.ч.

Высокие жирафы, ужасные неряхи, красные георгины, белые клавиши, грязные манжеты, новые туфли, строгие старосты, театральные занавесы, измятые банкноты, черные пожарища, высокие ботфорты, домашние тапочки, белые босоножки, огромные домины, узкие ботинки, детские коленки, концертные залы, старые мозоли, стальные рельсы, новые санатории, старые рояли, ранние овощи, железнодорожные плацкарты, веселые запевалы.

Задание № 10. Образовать Им.п. мн.ч. сущ.

Адрес, директор, доктор, купол, мастер, бухгалтер, шило, флигель, тормоз, корпус, редактор, паспорт, профессор, договор, инженер, лектор, токарь, верх, торт, бухгалтер, выбор, борт, буфер, инструктор, инспектор, герб, шофер, образ, адрес, цвет, крендель, контейнер, свитер, штабель, маклер, офицер, купол, округ, орден, порт, трактор.

Задание № 11. Образовать Им.п. ед.ч. сущ.

Пельмени, банкноты, клавиши, курицы, манжеты, оладьи, санатории, ставни, шпроты, тапки, туфли, клипсы, вафли.

Задание № 12. Составить словосочетание прил.+сущ.

Визави, судья, жюри, желе, госпиталь, тополь, такси, тюль, кафе, кофе, пони, леди, мозоль, шампунь, бандероль, сирота, староста, умница, какаду, белоручка, зазнайка, кенгуру, колибри, моль, бра.

Задание № 13. Образовать сущ.Р.п. мн.ч.

Носки, грузины, килограммы, апельсины, баклажаны, мандарины, джинсы, макароны, помидоры, очки, плечи, войска, места, яблоки, валенки, шпроты, шаровары, чулки, тапки, сапоги, сандалии, партизаны, солдаты, туфли, брызги, дела, дрязги, копья, шорты, вафли, погоны, сходни, ясли, судьи, простыни, абрикосы, бананы, ботфорты, клипсы, колесики, консервы, лампасы, гектары, георгины, гольфы, граммы, километры, кроссовки, манжеты, места, ведомости, четверти, кухни, области.

Задание № 14. Какое сущ. соответствует следующей характеристике:

1) нарицательное, неодушевленное, вещественное, рода не имеет, только в форме множественного числа? (носки, консервы, ворота, каникулы)

2) нарицательное, неодушевленное, конкретное, средний род, разносклоняемое, творительный падеж, множественное число? (именами, чудовищами, полями, подмастерьями)

3) нарицательное, неодушевленное, конкретное, женский род, 3 скл., именительный падеж, единственное число? (дочь; мать; стена; совесть)

Задание № 15. Какое прил. соответствует следующей характеристике:

1) относительное, родительный падеж, единственное число, женский род? (летней (прохлады); летняя (ночь); летним (вечером); летнему (дождю)

2) качественное, полная форма, родительный падеж, множественное число? (верных (друзей); осенних (дней); птичьих (гнезд); ярким (звездам)

3) качественное, краткая форма, единственное число, мужской род? (костюм) красивый; (костюм) красив; (костюм) красивее; (костюм) более красивый)

4) качественное, превосходная степень сравнения, творительный падеж, единственное число, женский род? (свободной (минутой); ярчайшую (звезду); тончайшей (паутиной); дружеской (помощью)

5) относительное, родительный падеж, единственное число, женский род? (осенним (вечером); осенней (погоды); осенним (днём); осенним (ненастьем)

6) качественное, краткая форма, единственное число, мужской род? (медведь) добродушнее; самый добродушный (медведь)

7) (медведь) добродушен; (медведь) добродушный

8) качественное, превосходная степень сравнения, творительный падеж, единственное число, средний род? (звериной (тропой); тончайшим (узором); воинской (выправкой); красивейшим (озером)

Задание № 16. Какое числ. соответствует следующей характеристике:

1) составное, порядковое, творительный падеж, единственное число, мужской род? (двумстам восьмидесяти пяти (домам); двести восемьдесят пятым (домом); двумястами восьмьюдесятью пятью (домами); о двести восемьдесят пятом (доме)

2) сложное, количественное, дательный падеж? (десяти (книгам); пятидесяти (книг); пятьюдесятью (книгами); пятидесяти (книгам)

3) составное, количественное, родительный падеж? (шестидесяти четырем (метрам); шестьдесят четыре (метра); десяти (метров); шестидесяти четырех (метров)

4) составное, количественное, родительный падеж? (двое (друзей); ста двадцати восьми (страниц); ста двадцати восьми (страницам); сто двадцать восемь (страниц)

Задание № 17. Какое местоимение соответствует следующей характеристике:

1) личное, первое лицо, родительный падеж, множественное число? (нас; их; себя; меня)

2) вопросительное, именительный падеж, числа не имеет, рода не имеет? (который? чья? что? какую?)

3) отрицательное, дательный падеж, числа не имеет, рода не имеет? (кому-либо; ничьей; нисколько; никому)

Задание № 18. Какое прич. соответствует следующей характеристике:

1) действительное, прошедшее время, родительный падеж, единственное число, мужской род? (читавшему (мальчику); читающий (мальчик); читавшим (мальчиком); читавшего (мальчика)

2) действительное, настоящее время, творительный падеж, единственное число, средний род? (бушующей (пургой); бушующими (ветрами); бушующим (морем); бушующего (урагана)

Задание № 19. Исправить ошибки.

Это самый новейший проект. Завод оказался более передовым. Гоголь изображает помещиков более реалистичнее. Вариант заместителя оказался более худшим. Он сделал эту работу более лучше. В комнате теперь более светлее. Самая высочайшая гора Земли – Эверест. Марианская впадина – самое глубочайшее место в океане.

Задание № 20. Согласовать подлежащее со сказуемым.

Большинство учеников хорошо сдал… выпускные экзамены. Ряд новых домов стоял… в конце деревни. Несколько дам скорыми шагами ходил… взад и вперед по площадке. Много птиц сидел… на ветвях. Сережа с Петей долго ждал… возвращение матери.

Задание № 21. Определить, какого управления требуют приведенные ниже слова.

Беспокоиться, тревожиться за кого-нибудь, о ком-нибудь

Упрекать, порицать в чем-нибудь, за что-нибудь

Удивляюсь, удивлен чему-нибудь, чем-нибудь

Превосходство, преимущество над чем-нибудь, перед чем-нибудь

Уверенность, вера во что-нибудь, в чем-нибудь

Оплатить, заплатить что-нибудь, за что-нибудь

Касаться, относиться кого-нибудь, к кому-нибудь

Препятствовать, тормозить что-нибудь, чему-нибудь

Задание № 22. Найти нарушения грамматических норм СРЛЯ в предложениях.

1. В то утро бабушка испекла в русской печи пышные, румяные хлеба. 2. Котлеты были уже давно поджаренные, но дети все не шли ужинать. 3. Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящая ханжа. 4. В области разработки компьютерных программ долгие годы первой была США. 5. Он был отважным человеком, а не сумасшедшим и не преступник, как кажется вначале. 6. Обе спортсменки, выступающие на вчерашних соревнованиях, получили призы. 7. Когда спектакль закончился, все артисты вышли на сцену и кланяются. 8. Я хотел бы отметить, к чему приводит неосторожность детей и подростков, катаясь на льду, хотя лед ещё не крепкий. 9. Владельцы участков вносят в казну города земельный налог, устанавливающий в соответствии с законодательством. 10. Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали статью о деятельности этой организации. 11. Согласно распоряжения директора срок представления отчета истекает первого марта. 12. Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе. 13. Два инфаркта подорвало его здоровье. 14. Мне кажется, что А.С. Пушкин действительно жил, страдал и размышлял вместе со всеми людьми Руси. 15. Мы видим, какие мысли и страдания терзало сердце поэта. 16. Для Блока все старое, все образы старого мира – враждебно. 17. Существует немало произведений, посвященных теме любви, в мировой литературе. 18. Самая любимейшая героиня Толстого – Наташа Ростова. 19. Эта встреча Рогожина и князя Мышкина не принесла ему ничего хорошего. 20. Чуткий художник, Тургенев откликается на все события окружающей жизни и отмечал только зарождающиеся в ней явления. 21. Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы произведения большой глубины и силы. 22. На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал. 23. Лермонтов ставит перед собой задачу показать, какова же судьба молодого поколения, какие настроения типичны для них. 24. Пережитые им страдания наложили отпечаток в его душе. 25. Образ Петра появляется во многих произведения Пушкина, восхищаясь и оценивая его. 26. Представители дворянства и власти показаны Гоголем очень ярко. 27. Действия романа разворачиваются как в мирное время, так и во время войны. 28. В повести разворачиваются события, о возможности которых читатель и подумать не мог.

Задание № 23. Определить, в каком предложении допущена ошибка в употреблении деепричастного оборота:

1. По небу ползли тяжелые тучи, скрывая собой уже начавшие меркнуть звезды. 2. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю. 3. Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова. 4. Пройдя несколько шагов, его осенила интересная мысль. 5. Солнце устало склоняется к югу, свет его сверкает только на поверхности вод и, отражаясь от них, создает осенний блеск осени. 6. Вернувшись в Литовск, на него был наложен арест. 7. Починив карандаш, он опять сломался. 8. Преподаватель входит в аудиторию, начав лекцию. 9. Возвращаясь домой, надо было переезжать мост через реку. 10. Через полминуты соловей пустил высокую мелкую дробь и, испробовав таким образом свой голос, начал петь. 11. Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами костылевской ночлежки. 12. Употребив спиртное, у них возник умысел.13. Встречая день, на прибрежной иве снова заворковали горлинки – удивительно нежные птицы. 14. Придя к врачу, старушке определенно не здоровилось, и она утомленно присела на край стула. 15. Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов. 16. Наклоняясь над водой, у девочки упал в реку платок. 17. Добежав до дороги, веревка кончилась, и теленок остановился.

Задание № 24. Определить тип предложения по характеру грамматической основы:

1. В окно повеяло весною. 2. Пахнет свежескошенным сеном. 3. Мне не спится. 4. На реке взломало лед. 5. В воздухе уже не так сильно пахло свежестью. 6. Советую вам зажечь свечу. 7.Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам. 8. Здесь вам могут рассказать много интересного. 9. Дорогу уже нельзя было разобрать. 10. На предприятии рады будут принять молодых специалистов. 11. В лугах было тихо. 12. В комнатах было прибрано. 13. На перекличке дружбы многих нет. 14. Только очень меня от жары растомило.

Задание № 25. Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно:

1. Море – как пустыня. 2. «Славная погода будет к вечеру» – заметил Алексей. 3. Снег – глубок, хлеб – хорош. 4. Ни гром, ни молнии, ни ливень: ничто уже не могло испугать мальчика. 5. Говори не говори, толку не будет. 6. Эта дама ленивая и медлительная. 7. Смирись Кавказ: идёт Ермолов. 8. «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» 9. Оставит зверь в лесу следы, наутро их уже не видно. 10.Твои слова – будто упрёк. 11. Теперь ничего не было видно – ни гор, ни неба, ни земли. 12. Маленький диск солнца будто апельсин – королёк. 13. Посмеяться дело доброе. 14. Всюду: вверху и внизу пели жаворонки. 15. «Не сердись, – повторил он и шёпотом на ухо добавил – Плакать тоже не надо». 16. Постояльцы заняли все комнаты – гостиную, спальню, столовую. 17. Лес точно терем расписной. 18. «В тумане легче пробираться мимо сторожевых судов.» – был ответ. 19. Сыр выпал, с ним была плутовка такова. 20. «Пустячок! – пробасил полковник, – Два гусара ранено, и один наповал». 21. Что листья падают, что ночь светла, запомню и вовек не пожалею о том, что нас далёко завела кленовая сентябрьская аллея. 22. А.П. Сумароков, последовательно выступавший за простоту и ясность художественной речи, был конечно талантливейшим писателем середины 18 века.

Задание № 26. Укажите, какие подчеркнутые слова пишутся с прописной буквы:

Карловы вары,эзопов язык; Эпоха возрождения, знаки зодиака; поволжье, российский государственный педагогический институт; Садовое кольцо, улица Подольских курсантов;северная Пальмира, московский государственный педагогический институт; древняя Русь, в каменном веке; австралийские Альпы, курган Славы; современные донкихоты, заполярье;сиамские близнецы, абсолютный чемпион мира; дамоклов меч, Варшавский договор; великие Луки, государственный музей искусств им. Пушкина; итальянский ренессанс, зеленый пастернак; Государственная третьяковская галерея, Северная война;древняя Русь, марийский государственный педагогический институт; Ричард Львиное сердце, Балтийское море; Млечный путь, дом актёра; итальянский Ренессанс, сиамские близнецы; Созвездие Большого пса, государственный Эрмитаж; государственный Исторический музей, юрский период; Ярослав мудрый, Дом журналиста;крестовые походы, полтавская битва; музыкальное училище имени Гнесиных, Московский Театр оперетты;государственная публичная историческая библиотека, гордиев узел; Всеволод Большое гнездо,летний сад.

Задание № 27. Укажите, какой частью речи в предложении является выделенное слово:

1. Это дело не так просто, как кажется. (кратким прилагательным, наречием, частицей) 2. Благодаря и кланяясь, он вышел из комнаты. (предлогом, союзом, наречием, деепричастием) 3. Согласно распоряжению декана студентам выдана материальная помощь.(предлогом, кратким прилагательным, частицей, полным прилагательным) 4. Отец, засучив рукава, вымыл руки.(наречием, причастием, глаголом, деепричастием) 5. Я не раз проходил мимо твоего дома. (частицей, существительным, предлогом, кратким прилагательным) 6. Сговорившись насчет завтрашнего дня, они расстались. (предлогом, частицей, наречием, существительным) 7. Лодка попала в течение реки и быстро понеслась вперед. (частицей, существительным с предлогом, наречием, производным предлогом) 8. Пишу к вам из деревни, куда заезжал вследствие печальных обстоятельств. (предлогом, существительным, частицей, наречием) 9. В течение трех дней производилась погрузка угля. (существительным с предлогом, частицей, производным предлогом, наречным выражением) 10. Благодаря самообладанию машиниста авария была предотвращена. (глаголом, деепричастием, предлогом, наречием) 11. Кто ясно мыслит, ясно излагает.(словом категории состояния, полным прилагательным, кратким прилагательным, наречием) 12. Он не раз обошёл вокруг дома. (предлогом, наречием, кратким прилагательным, словом категории состояния) 13. Традиционный народный праздник, который устаивают в честь дня рождения А.С. Пушкина в Михайловском, называется Днём поэзии. (качественным прилагательным, вопросительным местоимением, порядковым числительным, относительным местоимением) 14. Тёмно-зелёные дубы и липы, которыми плотно заросли озёрные берега, чётко отражались в неподвижной воде. (относительным местоимением, вопросительным местоимением, порядковым числительным, качественным прилагательным) 15. Небо молнией летучей опоясалось кругом. (наречием, именем существительным, предлогом, причастием) 16. Хотелось сесть в поезд и мчаться мимо чужих перелесков, широких полей. (наречием, именем прилагательным, предлогом, деепричастием) 17. Там вокруг высились тёмно-сизые сопки. (предлогом, наречием, полным прилагательным, кратким прилагательным)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.