Здавалка
Главная | Обратная связь

Методические указания



Самостоятельная работа по подготовке к семинару предполагает изучение рекомендуемой учебной и научной литературы по теме «Ответственность за нарушение земельного законодательства», подготовку устных выступлений по всем вопросам плана.

Подготовка к первому вопросу предполагает уяснение понятия и состава земельного правонарушения. Необходимость правовой охраны земель закреплена в Конституции РФ. Согласно ст. 9 Конституции, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов. Земельное правонарушение – это виновное противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного Конституцией РФ и иным законодательством земельного строя, порядка управления и пользования землей, ее охраны, а также против земельных прав и интересов юридических лиц и граждан. Земельное правонарушение, как любое другое правонарушение, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения.

Объектом земельного правонарушения являются общественные отношения в области охраны и использования земель. В качестве конкретного предмета правонарушения выступает конкретный земельный участок, земельные распорядки, права собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земли.

Объективная сторона земельного правонарушения – это конкретные деяния нарушителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений, следствием чего является нарушение законных прав физических и юридических лиц и причинение им вреда.

Субъекты земельного правонарушения – это конкретные физические или юридические лица – правообладатели земли, которые нарушили нормы земельного законодательства (ими могут быть как граждане Российской Федерации и других государств, так и иностранные предприятия и организации).

Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое отношение субъекта к совершаемому деянию, т. е. как нарушитель относится к совершаемому деянию. Субъективная сторона характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности).

Подготовка ко второму вопросу семинара предполагает усвоение понятия, юридической ответственности за нарушения земельного законодательства. Статьи 62, 74, 75, 76 Земельного кодекса РФ предусматривают следующие виды юридической ответственности за земельные правонарушения: дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственности

Подготовка к третьему вопросу предусматривает уяснение понятия административной ответственности за земельные правонарушения. В КоАП РФ составы правонарушений, посягающие на «земельные отношения» (земельные правонарушения), содержатся в разных главах кодифицированного закона: гл. 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности»; гл. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»; гл. 10 «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель». В гл. 7 КоАП РФ, в которой общим объектом посягательства должна быть собственность, к земельным правонарушениям относятся составы, содержащиеся в следующих статьях кодифицированного закона: 7.1 «Самовольное занятие земельного участка»; 7.2 (ч.1 и 4) «Уничтожение или повреждение специальных знаков»; 7.10 «Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом». В главе 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» к земельным правонарушениям можно отнести частично или полностью составы правонарушений, предусмотренные статьями: 8.6 «Порча земель», 8.7 «Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв», 8.8 «Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению».

В КоАП РФ имеются и другие статьи, содержащие в качестве одного из объектов правонарушения земельные отношения, т.е защищающие использование и охрану земель косвенно. К таковым относятся, ст. ст. 8.12 «Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их ис-пользования», 10.5 «Непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры», 10.9 «Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта», 11.22 «Нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений».

Подготовка к четвертому вопросу предусматривает уяснения понятия уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства. Противоправные посягательства на земельные отношения могут выражаться либо в совершении должностных преступлений (злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), присвоение полномочий должностного лица (ст.288 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ), халатность (ст. 293 УК РФ), либо преступлений против собственности (мошенничество (ст. 159 УК РФ), вымогательство (ст.163 УК РФ) и другие). Особое место в УК РФ занимает ст. 170УК РФ (“регистрация незаконных сделок с землей”). Данная статья предусматривает целых три самостоятельных общественно опасных деяния:– регистрацию незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости (до 2008 года государственного земельного кадастра) либо умышленное занижение размеров платежей за землю. К незаконным сделкам, регистрация которых может повлечь уголовную ответственность, будет относиться передача в собственность земельных участков, отнесенных к землям, изъятым из оборота, иные сделки с ними, а также сделки с земельными участками из числа ограниченных в обороте, совершенные с нарушением установленного порядка.

Подготовка к пятому вопросу семинарского занятия предполагает изучение дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения. Дисциплинарная ответственность (принуждение) и основания ее применения за земельные правонарушения предусмотрены Земельным кодексом РФ. В ст. 75 данного кодифицированного закона определено, что должностные лица и работники организаций, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами. В соответствии с Трудовым кодексом РФ на работников организаций могут быть наложены следующие взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. Государственные гражданские служащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Этим нормативно-правовым актом предусмотрены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы.

Подготовка к шестому вопросу семинарского занятия предполагает изучение материальной ответственности за земельные правонарушения. Материальная ответственность-это ответственность, устанавливаемая трудовым законодательством в отношении работников и должностных лиц, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы по возмещению вреда, причиненного земельным правонарушением. Материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. Для привлечения работника к материальной ответственности необходимы следующие условия ее наступления: причинение работником прямого действительного ущерба. Неполученные доходы (улучшенная выгода) взысканию с работника не подлежат (ст. 238 ТК РФ); противоправное поведение (действие или бездействие) работника; вина (умысел или неосторожность) работника при причинении ущерба; наличие причинной связи между поведением работника и наступившим ущербом. Наличие всех четырех перечисленных условий дает право работодателю привлечь работника к материальной ответственности.

Трудовое законодательство устанавливает для работника два вида материальной ответственности: ограниченную, которая выражается в обязанности работника возместить причиненный ущерб, но в пределах не более своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ); полную, только случаях, указанных в ст. 243 ТК РФ.

В ст. 239 ТК РФ перечислены обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника: если ущерб возник вследствие непреодолимой силы; нормального хозяйственного риска; крайней необходимости или необходимой обороны; неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику В соответствие со ст. 238 ТК РФ, работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.

Подготовка к седьмому вопросу семинарского занятия предполагает изучение имущетсвенной ответственности за земельные правонарушения. Гражданский кодекс определил одиннадцать способов защиты гражданских прав: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащита права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. Большинство способов в отдельности или определенная их совокупность могут быть применены для защиты земельных интересов граждан и юридических лиц. Земельным кодексом Российской Федерации определено, что привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Подготовка к восьмому вопросу предусматривает уяснения возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодательства, причины земельных правонарушений и пути их устранения.


Активные и интерактивные технологии, применяемые в рамках семинара.

(Дискуссия).

В рамках семинара студентам для анализа предлагаются следующие актуальные проблемы:

1. Проблема предметного содержания ст. 170 УК РФ “Регистрация незаконных сделок с землёй”.

Актуальность данной проблемы связана с усилением межотраслевых связей уголовного права, что негативно влияет на практику применения ст. 170.

Студентам необходимо проанализировать проблему отсутствия в действующем гражданском и земельном законодательстве единого подхода к пониманию проблемы государственной регистрации продажи или мены земельных участков. В одних случаях земельные участки регистрируются, в других нет.

2. Проблема отсутствия регламентации ответственности за групповое совершение противоправного деяния или по заказу заинтересованных лиц. В данном случае необходимо проанализировать проблему усиления уголовной ответственности отдельных должностных лиц, которые принужают совершать руководителей земельных комитетов соответствющие нарушения.

3. В рамках анализа состава ст. 170 УК РФ студентам предлагаются для анализа следующие вопросы:

1) проблема несовершенства законодательства по разграничению полномочий в сфере регулирования оборота земельных участков органами власти и управления;

2) проблема низкого уровеня профессиональной подготовленности и взаимодействия правоохранительных органов по совместному предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в сфере экономической деятельности;

3) проблема несовершенства системы государственных органов специального управления в области охраны земли;

4) проблема отсутствия эффективного механизма участия институтов

4. Проблема правовой коллизии. Преступления, регламентированные ст. 170 УК РФ могут быть классифицированы как специальные виды служебного подлога (ст. 292 УК РФ). В этом случае применительно к норме ст. 170 УК РФ можно говорить о ее двойной конкуренции со статьями 285 и 292 УК РФ. Нарушение правила логического и содержательного не противоречия между обшей (ч. 1 ст. 285 УК РФ) и специальной нормами (ст. 170 УК РФ) обусловило необходимость установления по последней менее строгих мер наказания, чем по первой. Так, если в санкции ст. 170 УК РФ наказание в виде лишения свободы не предусмотрено, то согласно ч. 1 ст. 285 УК РФ оно может быть назначено на срок до четырех лет. Подобного рода решение законодателя не бесспорно, так как с одной стороны, оно порождает в системе уголовного законодательства избыточный запрет, содержащийся в ст. 170 УК РФ и, с другой, – свидетельствует о нецелесообразности установления уголовной ответственности за указанные там деяния вне зависимости от наступления общественно опасных последствий.

Студентам необходимо проанализировать данную проблему, а также показать перспективы её разрешения.

5. Проблема низкой эффективности административной ответственности в области обеспечения надлежащего землепользования.

Студенты должны проанализировать следующие вопросы:

– недостаточная оперативность производства по делам об административных правонарушениях;

– слабое воспитательное воздействие процедуры рассмотрения дел и вынесения постановлений о наложении административного наказания (тем более что местом рассмотрения дел об админис тративных правонарушениях является, как пра вило, место их совершения, а не место жительства или работы);

– необеспечение реальности исполнения поста новлений (по тем же причинам: принятое по месту совершения правонарушения постановление направляется по месту работы или жительства, где порой своевременно не исполняется);

– проблема несоответствия взыскания содеянному (прежде всего ввиду незначительности сумм штрафов, установленных в законодательстве; законодательство зарубежных стран предусматривает более значительные штрафные санкции, оказывающие надлежащее воздействие на правонаруши– телей);

– слабое знание гражданами и должностными лицами законодательства об административных правонарушениях;

 

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. В ред. от 11 февраля 2013 года // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2013. 18 февраля. № 7. Ст. 609.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. В ред. от 14 июня 2012 года // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2012. № 25. Ст. 3268.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья. В ред. от 5 июня 2012 года // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4552; 2012. № 24. Ст. 3068.

5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года в ред. от 5 апреля 2013 года // Собрание законодательства РФ. 2013. 8 апреля. № 14. Ст. 1663; Российская газета. 2013. 10 апреля.

6. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ в ред. от 7 мая 2013 года // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч.1). Ст. 1; Российская газета. 2013. 13 мая

8. Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ в ред. от 5 апреля 2013 года // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44.Ст. 4148; 2013. № 14. Ст. 1651.

9. Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ в ред. от 5 апреля 2013 года // Собрание законодательства РФ, 2007. № 31. ст. 4017; 2013. № 14. Ст. 1651.

10. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственногоназначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ в ред. от 29 июня 2012 года // Собрание Законодательства РФ. – 2002. № 30. Ст. 3018; 2012. № 27. Ст. 3587.

11. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на не движимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ в ред. от 7 мая 2013 года // Собрание Законодательства РФ. 1997.№ 30. Ст. 3594; 2013. № 19. Ст. 2328.

 

Основная учебная литература

1. Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. М.;"Высшее

образование", 2011.

2. Крассов О.И. Земельное право. Учебник. – М.; Юристъ, 2010.

3. Голиченков А.К., Воронцова А.А., Минаева А.А. Земельное право России: Практикум: учебное пособие для вузов / Под ред. А.К. Голиченкова. – 3-е изд., перераб. и доп., М.: Городец, 2008.

 

Дополнительная учебная литература

1. Анохин С.А. Административно-правовой механизм в сфере использования и охраны земель. // Административное и муниципальное право, 2009, № 5.

2. Астанин В.В. Методика выявления коррупциогенных рисков в сфере землепользования при помощи оценок экспертов и анализа законодательства //

Российская юстиция, 2008, № 6.

3. Блинников Р.В. Ответственность в сфере землепользования и лесопользования на землях лесного фонда. // Безопасность бизнеса, 2007, № 3.

4. Бринчук М.М. Так существует ли эколого-правовая ответственность? // Экологическое право, 2009, № 2/3, Специальный выпуск.

5. Вылегжанина Е.Е. Восстановление нарушенных земель: мировой правовой опыт. // Журнал российского права, 2002, № 6.

6. Добрачев Д.В. Некоторые вопросы правового регулирования возмещения убытков в сфере земельных отношений. // Юрист, 2005, №2.

7. Елисеев К.Ю. Виды ответственности органов местного самоуправления за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. // Российский судья, 2004, № 12.

8. Земельный участок: вопросы и ответы / Под ред. С.А. Боголюбова. 5– е изд., перераб. и доп. М., 2008.

9. Мустакимов Ш.Р. Правовое регулирование муниципального земельного контроля. // Административное и муниципальное право, 2009, № 6.

10. Поставная Н.П. Муниципальный земельный контроль и интересы населения. // Журнал российского права, 2009, № 8.

11. Сухова Е.А. Юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства. // Право и экономика, 2006, № 2.

12. Сухова Е.А. Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель: анализ законодательства и практики. // Законодательство и экономика, 2006, № 7.

13. Тихомиров М.Ю. К вопросу об ответственности за "земельные правонарушения". // Право и экономика, 2007, № 5.

14. Цуран А.А. Проблемы классификации мер административно-правового принуждения. // Право и политика, 2007, № 11.

Семинарское занятие (2 часа).
ТЕМА № 13 Правовой режим земель
сельскохозяйственного назначения

 

1) Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.

2) Субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения.

3) Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения.

4) Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств.

5) Правовой режим земель, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.

6)Правовой режим земель, предоставленных для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства.

Цель семинара: дать комплексную характеристику правовому режиму земель сельскохозяйственного назначения.

Задачи семинара:

– выяснение назначения правового режима;

– выяснение понятия, состава земель сельскохозяйственного назначения;

– определение субъектов прав на земли сельскохозяйственного назначения;

– анализ прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земель на сельскохозяйственных землях;

– исследование особенностей оборота земель сельскохозяйственного назначения;

– рассмотрение управления землями сельскохозяйственного назначения..

Практические знания и умения, которые должны быть получены студентами:

1). умение объяснять понятие, состав земель сельскохозяйственного назначения;

2). умение формулировать определения субъектов и форм использования земель сельском хозяйстве;

3). умение объяснить значение прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земель на сельскохозяйственных землях;

4). умение определять характер управления землями сельскохозяйственного назначения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.