Здавалка
Главная | Обратная связь

Упражнения для тренировки поворотов на бок и на живот



Повороты со спины на бок и на живот стимулируют работу многих мышц шеи, туловища и конечностей, стимулируют подъем головы. Тренировка поворотов стабилизирует опорную функцию нижележащих отде лов (на боку), что имеет огромное значение для даль­нейшего присаживания. Сначала формируется стерео­тип поворота «блоком», затем с последовательной ротацией между верхней частью туловища и тазом. Повороты стимулируются в обе стороны поочередно. В случае асимметрии тонуса чаще стимулируются по­вороты через пораженную сторону.

 

№ п/п Исходное положение Порядок выполнения упражнения Примечание
1. Лежа на спине Слегка сгибая пас­сивно голову, мед­ленно поворачивать ее в сторону. За голо­вой следует сначала верхняя часть туло­вища, затем таз. Сги­бание, ротация и по­ворот должны совер­шаться одновремен­но Вместо пассив­ного поворота головы можно применять сти­муляцию иг­рушкой
2. На спине Можно начинать по­ворот пассивно с пе­ремещения руки в сторону поворота Если нет экстензорного то­нуса
3. На спине Ноги ребенка сгиба­ют в коленных суста­вах, поворачивают в сторону. За этим сле­дует ротация таза и верхней части туло­вища  
4. На спине Сгибая ногу в т/б и коленном суставах, перемещают ее за другую ногу в сторо­ну поворота. Пово­рот должен будет за­вершен самостоя­тельно  

Окончание таблицы

 

№ п/п Исходное положение Порядок выполнения упражнения Примечание
5. На спине При повороте тулови­ща с головы и плеч оказывают давление на таз, препятствуя его повороту. После поворота верхней ча­сти туловища отпус­тить для завершения раздельного поворота Если поворот происходит «блоком» и нет ротации.
6. На спине Препятствуя поворо­ту с таза, фиксируют голову и плечо, про­тивоположное пово­роту, затем отпуска­ют для завершения поворота В том же слу­чае, что и в 5
7. На спине Для завершения по­ворота стимулируют точку в области пле­чевого сустава, меди­альном крае лопатки или в области гребня подвздошной кости на этой же стороне При повороте на бок или не полном поворо­те на живот
8. На спине, на просты­не Приподнимая край простыни, стимули­ровать поворот под действием силы тя­жести  

4. Упражнения для стимуляции ползания на жи­воте

Ползание с опорой на предплечья является подго­товительным этапом для реципрокного движения ко­нечностей, способствует формированию выпрямляю­щих рефлексов туловища.

№ п/п Исходное положение Порядок выполнения упражнения Примечание
1.   Лежа на животе Попеременное пас­сивное сгибание и на­ружная ротация ног   Имитация дви­жения полза­ния по-плас­тунски  
2. Лежа на животе   Голова повернута на бок, «лицевая» рука поднята вверх, кисть повернута к лицу, «затылочная» рукав пронированном по­ложении вдоль туло­вища. «Лицевая» но­га согнута, «заты­лочная» нога вы­прямлена. Стимули­руются точки, вызы­вающие движения: • точка на медиаль­ном надмыщелке пле­ча «лицевой» руки вызывает движение этой руки вниз, сгиба­ние ее в локтевом сус­таве, создание опоры на предплечье; • точка на радиаль­ном мыщелке «заты­лочной» руки вызы­вает движение этой руки вперед и вверх, создание опоры на предплечье; • точка на медиаль­ном мыщелке бедра выпрямленной ноги вызывает сгибание этой ноги; • точка на пятке со­гнутой ноги вызыва­ет разгибание. Дополнительные точки: • внутренний край лопатки на «лице­вой» стороне, • акромиальный от­росток плеча «заты­лочной» руки   Стимуляция обеих точек од­новременно вы­зывает опору на оба предплечья и подъем голо­вы.     Одновремен­ная стимуля­ция точек на руке и ноге вы­зывает одно­временное дви­жение руки и ноги  
3. Лежа на животе Попеременные пас­сивные скользящие движения руками как при плавании Можно прово­дить в облегчен­ных положени­ях на валике под грудью.

 

5. Упражнения для тренировки вставания на чет­вереньки и удержания в этой позе

Для этого действия ребенок должен уметь свободно поднимать голову, переносить центр тяжести с одной руки на другую. При преобладании флексорного тону­са используются поддержки за локтевые сгибы, за пле­чи и удержание позы на валике. Диаметр валика дол­жен быть равным вытянутой руке. Если в положении на животе продолжает преобладать выраженный сгибательный тонус в результате продолжающегося влия­ния тонических рефлексов, который затрудняет подъем головы и опору на руки в положении на четвереньках, необходимо провести упражнения для торможения то­нических рефлексов.

№ п/п Исходное положение Порядок выполнения упражнения Примечание
1. Лежа на животе Сгибая одну ногу, пассивно придать позу стояния на чет­вереньках, другой рукой поддерживать под живот. Затем так же согнуть дру­гую Можно под живот подло­жить валик
2. Лежа на животе Ребенок опирается на вытянутые руки. Поддерживая его под живот, пассивно пере­нести центр тяжести на одну руку, стиму­лируя сгибание ноги с противоположной стороны, затем пере­неся центр тяжести на согнутую ногу и од­ноименную руку, сти­мулировать сгибание другой ноги  
3. Стоя на ко­ленях, сто­пы в подо­швенном сгибании Отводя руки назад в наружной ротации, перенести корпус в наклонное положе­ние, вывести руки вперед и поставить их на опору При необходи­мости можно поддерживать голову за под­бородок
4. Стоя на четверень­ках, на ва­лике Удерживая правиль­ную позу с опорой на раскрытые кисти, ос­торожно покачивать ребенка вперед — на­зад. Амплитуду со временем можно увеличивать, не да­вая сгибаться рукам и разгибаться ногам При хорошем удержании позы валик можно убрать
         

В позе на четвереньках обучают ребенка изолиро­ванным движениям головы, рук. Реакцию равновесия тренируют длительно, до устойчивости в этой позе высокой степени.


Окончание таблицы

№ п/п Исходное положение Порядок выполнения упражнения Примечание
5. Стоя на четверень­ках, на валике Слегка подталкивая ребенка то за плечо, то за туловище, то за таз (вперед, назад, вправо, влево), доби­ваться устойчивого равновесия При хорошем удержании позы работать без валика
6. Стоя на четверень­ках Стимулировать иг­рушкой движения головы вверх, вниз, вправо, влево, помогая удерживать позу  
7. Стоя на четверень­ках Стимулировать иг­рушкой перенос цен­тра тяжести на одну руку и доставание другой игрушку в разных направлениях и на разном расстоя­нии Сначала мож­но использо­вать валик
8. Стоя на четверень­ках Пассивные поочеред­ные подъемы ног в сторону, вперед, назад с удержанием позы  

6. Упражнения для тренировки ползания на чет­вереньках

Для освоения ползания на четвереньках ребенок должен уметь сохранять равновесие в этой позе, пере­мещать центр тяжести. Передвижение на четверень­ках требует развития реципрокных движений рук и ног, которые тренировались уже в положении лежа на животе.


№ п/п Исходное положение Порядок выполнения упражнения Примечание
1. Стоя на четверень­ках с под­держкой под живот или на ва­лике Поочередное пассив­ное сгибание ног сна­чала без переноса центра тяжести, за­тем с переносом цен­тра тяжести и зано­сом ноги на валик  
2. То же Стимуляция игруш­кой подъема руки и синхронное пассивное сгибание одноимен­ной ноги с переносом центра тяжести на другие конечности Можно начинать на валике
3. То же Стимуляция игруш­кой подъема руки и синхронное пассив­ное сгибание ноги с противоположной стороны при сохране­нии равновесия  
4. Стоя на ру­ках, мето­дист под­держивает под грудь и живот од­ной рукой и за ноги другой ру­кой Стимулировать пере­нос центра тяжести с одной руки на дру­гую, а затем легким подталкиванием впе­ред вызывать «пере­шагивания» руками Поддержка со временем ос­лабляется и при самостоя­тельном удер­жании корпуса остается только за ноги
5. Стоя на четверень­ках Стимулировать иг­рушкой перемеще­ния руками и ногами Можно исполь­зовать поддер­жку на поло­тенце

 


7. Упражнения для тренировки устойчивого си­дения и самостоятельного присаживания

Для устойчивого сидения необходим хороший контроль головы, выпрямительные реакции туло­вища, опорная функция рук, равновесие. Трениров­ку контроля головы начинают с первых месяцев жизни, удерживая ребенка в положении сидя спи­ной к себе, одной рукой поддерживая его под мыш­ки и грудь. После того как ребенок начал из поло­жения сидя на спине присаживаться с помощью взрослого с опорой на одну руку целесообразно фор­мировать устойчивое сидение. Тренируют устойчи­вую позу сидения в разных положениях — сидя с разведенными ногами, сидя со свешенными нога­ми, сидя по-турецки. Последняя поза особенно по­лезна, так как она препятствует приведению и внут­ренней ротации ног. Сначала занимаются реакци­ей равновесия легкими толчкообразными движени­ями с постепенным увеличением силы толчка, а за­тем стимулируют опору на руки и умение сидеть без поддержки. Особое внимание уделяется умению сохранения устойчивости позы при разных поло­жениях головы, вызывая разгибание спины точеч­ной паравертебральной стимуляцией.

 

№ п/п Исходное положение Порядок выполнения упражнения Примечание
1. Сидя по-турецки с поддерж­кой мето­диста Проводя пальцами вдоль позвоночника стимулировать вы­прямление спины  
2. Сидя по-турецки, поддержка за плечи Отводя плечи и руки назад с наружной ро­тацией, вызывать выпрямление туло­вища и подъем голо­вы  

Продолжение таблицы

 

№ п/п Исходное положение Порядок выполнения упражнения Примечание
3. Сидя по-турецки с поддерж­кой мето­диста под грудь или за плечи Стимуляция подъе­мов, наклонов, пово­ротов головы игруш­кой Постепенно уменьшать интенсивность поддержки
4. Сидя по-ту­рецки или с вытяну­тыми нога­ми лицом к методисту с поддерж­кой за раз­веденные руки Покачивать назад, вперед, в стороны, по диагонали, вызывать устойчивость в позе сидения Постепенно амплитуда дви­жений возрас­тает
5. Сидя на руках мето­диста ли­цом к столу с опорой на руки Опуская ребенка вниз за стол и сохра­няя опору на руки, стимулировать вы­прямление спины и головы («выглядыва­ния из-за стола»)  
6. Сидя ли­цом к мето­дисту с поддерж­кой за руки Слегка покачивая вправо или влево, от­пуская одноименную руку, вызывать опо­ру на отпущенную руку Амплитуда по­степенно уве­личивается
7. Сидя ли­цом к мя­чу, ноги разведены или в поло­жении по-турецки Покачивая мяч впе­ред-назад и проводя пальцами паравертебрально, вызывать стабилизацию поло­жения с прямой спи­ной  

Продолжение таблицы

 

№ п/п Исходное положение Порядок выполнения упражнения Примечание
8. Сидя, све­сив ноги за край стола Стимуляция захвата игрушки слева или справа с поворотом корпуса Игрушка в раз­ном положении на столе, на раз­ном удалении
9. Сидя по-ту­рецки, спи­ной к мето­дисту Захват игрушки на весу справа, слева, спереди, верху Повороты по­степенно уве­личиваются, поддержка уменьшается
10. Сидя по-турецки или с раз­веденными ногами Стимулировать зах­ват игрушки из раз­ных положений, на­клоняя корпус и воз­вращаясь в исходное положение  
11. Сидя вер­хом на ва­лике Поддерживая тулови­ще ребенка, прида­вать правильную опо­ру на стопы, проводя пальцем от большого пальца к мизинцу для разгибания пальцев и дальше до пятки, вы­зывая отведение сто­пы (при варусной ус­тановке)  
12. Сидя вер­хом на ва­лике с правильной опорой на стопы Повороты, наклоны, подъемы головы за игрушкой с удержа­нием позы  
13. Сидя вер­хом на ва­лике с упо­ром на сто­пы Пассивный наклон вперед и активное выпрямление в ис­ходное положение Наклон может быть активным за игрушкой

Окончание таблицы

 

№ п/п Исходное положение Порядок выполнения упражнения Примечание
14. Лежа на спине Привести руки к сто­пам и, захватив руки и ноги, приподнять корпус и голову, по­качать в этом поло­жении Стимулиро­вать выпрям­ление спины и головы
15. Лежа на спине Привести руку к од­ноименной ноге и сти­мулировать подъем до положения сидя с опорой на свободную руку  

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.