Упражнения для тренировки поворотов на бок и на живот
Повороты со спины на бок и на живот стимулируют работу многих мышц шеи, туловища и конечностей, стимулируют подъем головы. Тренировка поворотов стабилизирует опорную функцию нижележащих отде лов (на боку), что имеет огромное значение для дальнейшего присаживания. Сначала формируется стереотип поворота «блоком», затем с последовательной ротацией между верхней частью туловища и тазом. Повороты стимулируются в обе стороны поочередно. В случае асимметрии тонуса чаще стимулируются повороты через пораженную сторону.
№ п/п
| Исходное положение
| Порядок выполнения упражнения
| Примечание
| 1.
| Лежа на спине
| Слегка сгибая пассивно голову, медленно поворачивать ее в сторону. За головой следует сначала верхняя часть туловища, затем таз. Сгибание, ротация и поворот должны совершаться одновременно
| Вместо пассивного поворота головы можно применять стимуляцию игрушкой
| 2.
| На спине
| Можно начинать поворот пассивно с перемещения руки в сторону поворота
| Если нет экстензорного тонуса
| 3.
| На спине
| Ноги ребенка сгибают в коленных суставах, поворачивают в сторону. За этим следует ротация таза и верхней части туловища
|
| 4.
| На спине
| Сгибая ногу в т/б и коленном суставах, перемещают ее за другую ногу в сторону поворота. Поворот должен будет завершен самостоятельно
|
| Окончание таблицы
№ п/п
| Исходное положение
| Порядок выполнения упражнения
| Примечание
| 5.
| На спине
| При повороте туловища с головы и плеч оказывают давление на таз, препятствуя его повороту. После поворота верхней части туловища отпустить для завершения раздельного поворота
| Если поворот происходит «блоком» и нет ротации.
| 6.
| На спине
| Препятствуя повороту с таза, фиксируют голову и плечо, противоположное повороту, затем отпускают для завершения поворота
| В том же случае, что и в 5
| 7.
| На спине
| Для завершения поворота стимулируют точку в области плечевого сустава, медиальном крае лопатки или в области гребня подвздошной кости на этой же стороне
| При повороте на бок или не полном повороте на живот
| 8.
| На спине, на простыне
| Приподнимая край простыни, стимулировать поворот под действием силы тяжести
|
| 4. Упражнения для стимуляции ползания на животе
Ползание с опорой на предплечья является подготовительным этапом для реципрокного движения конечностей, способствует формированию выпрямляющих рефлексов туловища.
№ п/п
| Исходное положение
| Порядок выполнения упражнения
| Примечание
| 1.
| Лежа на животе
| Попеременное пассивное сгибание и наружная ротация ног
| Имитация движения ползания по-пластунски
| 2.
| Лежа на животе
| Голова повернута на бок, «лицевая» рука поднята вверх, кисть повернута к лицу, «затылочная» рукав пронированном положении вдоль туловища. «Лицевая» нога согнута, «затылочная» нога выпрямлена. Стимулируются точки, вызывающие движения:
• точка на медиальном надмыщелке плеча «лицевой» руки вызывает движение этой руки вниз, сгибание ее в локтевом суставе, создание опоры на предплечье;
• точка на радиальном мыщелке «затылочной» руки вызывает движение этой руки вперед и вверх, создание опоры на предплечье;
• точка на медиальном мыщелке бедра выпрямленной ноги вызывает сгибание этой ноги;
• точка на пятке согнутой ноги вызывает разгибание. Дополнительные точки:
• внутренний край лопатки на «лицевой» стороне,
• акромиальный отросток плеча «затылочной» руки
|
Стимуляция обеих точек одновременно вызывает опору на оба предплечья и подъем головы.
Одновременная стимуляция точек на руке и ноге вызывает одновременное движение руки и ноги
| 3.
| Лежа на животе
| Попеременные пассивные скользящие движения руками как при плавании
| Можно проводить в облегченных положениях на валике под грудью.
|
5. Упражнения для тренировки вставания на четвереньки и удержания в этой позе
Для этого действия ребенок должен уметь свободно поднимать голову, переносить центр тяжести с одной руки на другую. При преобладании флексорного тонуса используются поддержки за локтевые сгибы, за плечи и удержание позы на валике. Диаметр валика должен быть равным вытянутой руке. Если в положении на животе продолжает преобладать выраженный сгибательный тонус в результате продолжающегося влияния тонических рефлексов, который затрудняет подъем головы и опору на руки в положении на четвереньках, необходимо провести упражнения для торможения тонических рефлексов.
№ п/п
| Исходное положение
| Порядок выполнения упражнения
| Примечание
| 1.
| Лежа на животе
| Сгибая одну ногу, пассивно придать позу стояния на четвереньках, другой рукой поддерживать под живот. Затем так же согнуть другую
| Можно под живот подложить валик
| 2.
| Лежа на животе
| Ребенок опирается на вытянутые руки. Поддерживая его под живот, пассивно перенести центр тяжести на одну руку, стимулируя сгибание ноги с противоположной стороны, затем перенеся центр тяжести на согнутую ногу и одноименную руку, стимулировать сгибание другой ноги
|
| 3.
| Стоя на коленях, стопы в подошвенном сгибании
| Отводя руки назад в наружной ротации, перенести корпус в наклонное положение, вывести руки вперед и поставить их на опору
| При необходимости можно поддерживать голову за подбородок
| 4.
| Стоя на четвереньках, на валике
| Удерживая правильную позу с опорой на раскрытые кисти, осторожно покачивать ребенка вперед — назад. Амплитуду со временем можно увеличивать, не давая сгибаться рукам и разгибаться ногам
| При хорошем удержании позы валик можно убрать
| | | | | | В позе на четвереньках обучают ребенка изолированным движениям головы, рук. Реакцию равновесия тренируют длительно, до устойчивости в этой позе высокой степени.
Окончание таблицы
№ п/п
| Исходное положение
| Порядок выполнения упражнения
| Примечание
| 5.
| Стоя на четвереньках, на валике
| Слегка подталкивая ребенка то за плечо, то за туловище, то за таз (вперед, назад, вправо, влево), добиваться устойчивого равновесия
| При хорошем удержании позы работать без валика
| 6.
| Стоя на четвереньках
| Стимулировать игрушкой движения головы вверх, вниз, вправо, влево, помогая удерживать позу
|
| 7.
| Стоя на четвереньках
| Стимулировать игрушкой перенос центра тяжести на одну руку и доставание другой игрушку в разных направлениях и на разном расстоянии
| Сначала можно использовать валик
| 8.
| Стоя на четвереньках
| Пассивные поочередные подъемы ног в сторону, вперед, назад с удержанием позы
|
| 6. Упражнения для тренировки ползания на четвереньках
Для освоения ползания на четвереньках ребенок должен уметь сохранять равновесие в этой позе, перемещать центр тяжести. Передвижение на четвереньках требует развития реципрокных движений рук и ног, которые тренировались уже в положении лежа на животе.
№ п/п
| Исходное положение
| Порядок выполнения упражнения
| Примечание
| 1.
| Стоя на четвереньках с поддержкой под живот или на валике
| Поочередное пассивное сгибание ног сначала без переноса центра тяжести, затем с переносом центра тяжести и заносом ноги на валик
|
| 2.
| То же
| Стимуляция игрушкой подъема руки и синхронное пассивное сгибание одноименной ноги с переносом центра тяжести на другие конечности
| Можно начинать на валике
| 3.
| То же
| Стимуляция игрушкой подъема руки и синхронное пассивное сгибание ноги с противоположной стороны при сохранении равновесия
|
| 4.
| Стоя на руках, методист поддерживает под грудь и живот одной рукой и за ноги другой рукой
| Стимулировать перенос центра тяжести с одной руки на другую, а затем легким подталкиванием вперед вызывать «перешагивания» руками
| Поддержка со временем ослабляется и при самостоятельном удержании корпуса остается только за ноги
| 5.
| Стоя на четвереньках
| Стимулировать игрушкой перемещения руками и ногами
| Можно использовать поддержку на полотенце
|
7. Упражнения для тренировки устойчивого сидения и самостоятельного присаживания
Для устойчивого сидения необходим хороший контроль головы, выпрямительные реакции туловища, опорная функция рук, равновесие. Тренировку контроля головы начинают с первых месяцев жизни, удерживая ребенка в положении сидя спиной к себе, одной рукой поддерживая его под мышки и грудь. После того как ребенок начал из положения сидя на спине присаживаться с помощью взрослого с опорой на одну руку целесообразно формировать устойчивое сидение. Тренируют устойчивую позу сидения в разных положениях — сидя с разведенными ногами, сидя со свешенными ногами, сидя по-турецки. Последняя поза особенно полезна, так как она препятствует приведению и внутренней ротации ног. Сначала занимаются реакцией равновесия легкими толчкообразными движениями с постепенным увеличением силы толчка, а затем стимулируют опору на руки и умение сидеть без поддержки. Особое внимание уделяется умению сохранения устойчивости позы при разных положениях головы, вызывая разгибание спины точечной паравертебральной стимуляцией.
№ п/п
| Исходное положение
| Порядок выполнения упражнения
| Примечание
| 1.
| Сидя по-турецки с поддержкой методиста
| Проводя пальцами вдоль позвоночника стимулировать выпрямление спины
|
| 2.
| Сидя по-турецки, поддержка за плечи
| Отводя плечи и руки назад с наружной ротацией, вызывать выпрямление туловища и подъем головы
|
| Продолжение таблицы
№ п/п
| Исходное положение
| Порядок выполнения упражнения
| Примечание
| 3.
| Сидя по-турецки с поддержкой методиста под грудь или за плечи
| Стимуляция подъемов, наклонов, поворотов головы игрушкой
| Постепенно уменьшать интенсивность поддержки
| 4.
| Сидя по-турецки или с вытянутыми ногами лицом к методисту с поддержкой за разведенные руки
| Покачивать назад, вперед, в стороны, по диагонали, вызывать устойчивость в позе сидения
| Постепенно амплитуда движений возрастает
| 5.
| Сидя на руках методиста лицом к столу с опорой на руки
| Опуская ребенка вниз за стол и сохраняя опору на руки, стимулировать выпрямление спины и головы («выглядывания из-за стола»)
|
| 6.
| Сидя лицом к методисту с поддержкой за руки
| Слегка покачивая вправо или влево, отпуская одноименную руку, вызывать опору на отпущенную руку
| Амплитуда постепенно увеличивается
| 7.
| Сидя лицом к мячу, ноги разведены или в положении по-турецки
| Покачивая мяч вперед-назад и проводя пальцами паравертебрально, вызывать стабилизацию положения с прямой спиной
|
| Продолжение таблицы
№ п/п
| Исходное положение
| Порядок выполнения упражнения
| Примечание
| 8.
| Сидя, свесив ноги за край стола
| Стимуляция захвата игрушки слева или справа с поворотом корпуса
| Игрушка в разном положении на столе, на разном удалении
| 9.
| Сидя по-турецки, спиной к методисту
| Захват игрушки на весу справа, слева, спереди, верху
| Повороты постепенно увеличиваются, поддержка уменьшается
| 10.
| Сидя по-турецки или с разведенными ногами
| Стимулировать захват игрушки из разных положений, наклоняя корпус и возвращаясь в исходное положение
|
| 11.
| Сидя верхом на валике
| Поддерживая туловище ребенка, придавать правильную опору на стопы, проводя пальцем от большого пальца к мизинцу для разгибания пальцев и дальше до пятки, вызывая отведение стопы (при варусной установке)
|
| 12.
| Сидя верхом на валике с правильной опорой на стопы
| Повороты, наклоны, подъемы головы за игрушкой с удержанием позы
|
| 13.
| Сидя верхом на валике с упором на стопы
| Пассивный наклон вперед и активное выпрямление в исходное положение
| Наклон может быть активным за игрушкой
| Окончание таблицы
№ п/п
| Исходное положение
| Порядок выполнения упражнения
| Примечание
| 14.
| Лежа на спине
| Привести руки к стопам и, захватив руки и ноги, приподнять корпус и голову, покачать в этом положении
| Стимулировать выпрямление спины и головы
| 15.
| Лежа на спине
| Привести руку к одноименной ноге и стимулировать подъем до положения сидя с опорой на свободную руку
|
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|