Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



годов обучения, который нашел широкое отражение в философской литературе.

М.А. Данилов и Б.П. Есипов трактовали методы как способы работы учителя и учащихся.

Анализ дискуссий о методах обучения, начавшихся в 1956-1958 гг. и продолжающихся до наших дней, обнаруживает два предмета об­суждения. Одни ученые рассматривают саму номенклатуру методов, при этом предлагая новые; другие, принимая традиционную номенк­латуру (рассказ, беседа, экскурсия и др.), классифицируют ее на иных основаниях.

М.А. Данилов, положивший начало дискуссии середины 50-х гг., обратил внимание на отсутствие ясного определения метода, недо­статок аргументации у авторов различных определений, немотиви­рованность существующих классификаций методов. По его мнению, главным в методе является логическая основа обучения: «метод обу­чения — применяемый учителем логический способ, посредством которого учащиеся сознательно усваивают знания и овладевают уме­ниями и навыками».

М.А. Данилов поставил методы в связь не только с логикой пост­роения, но и с самим содержанием, не разработав этот вопрос сколько-нибудь подробно. Им заинтересовался Е.П. Перовский. С его точки зрения, содержание может быть усвоено только посредством мето­да, который является формой движения содержания в процессе обу­чения. При этом решающую роль играют тип знаний и характер их усвоения. Автор устанавливает знания о действительности:

• которую учащиеся могут созерцать и преобразовывать в учеб­ной практике;

• которая поддается только созерцанию;

• которая в силу тех или иных причин поддается созерцанию и выражается в очень широких обобщениях.

2.3.3. Классификация методов обучения

Классификация методов обучения — это упорядоченная по опре­деленному признаку их система. В настоящее время известны де­сятки классификаций методов обучения. Однако нынешняя дидак­тическая мысль созрела до понимания того, что не следует стре­миться установить единую и неизменную номенклатуру методов. Обучение — чрезвычайно подвижный, диалектичный процесс. Сис­тема методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту под­вижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в прак­тике применения методов.

И.П. Подласый выделяет 6 наиболее обоснованных классифика­ций методов обучения, которые изложены ниже.

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

1. Традиционная классификация методов обучения (табл. 7), бе­рущая начало в древних философских педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источ­ников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один — книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбу­мажный источник информации — видео в сочетании с новейшими компьютерными системами.

Таблица 7 Традиционная классификация методов обучения

Методы обучения  
Практический   Наглядный   Словесный   Работа с книгой   Видеометод  
Опыт Упражнение Учебно-произво­дительный труд   Иллюстрация Демонстрация Наблюдения учащихся   Объяснение Разъяснение Рассказ Беседа Инструктаж Лекция Дискуссия Диспут   Чтение Изучение Реформирование Беглый просмотр Цитирование Изложение Составление плана Конспекти­рование   Просмотр Обучение Упражнения под контролем «электронного учителя» Контроль  

2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации высту­пают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:

• приобретение знаний;

• формирование умений и навыков;

• применение знаний;

• творческая деятельность;

• закрепление;

• проверка знаний, умений, навыков.

Нетрудно заметить, что эта классификация методов согласуется с классической схемой организации учебного занятия и подчинена задаче помочь педагогам в осуществлении учебно-воспитательного процесса и упростить номенклатуру методов.

3. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Тип познавательной де-100







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.