Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



ность лекций как метода обучения, но и ряд ее специфических осо­бенностей.

Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного ма­териала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.

Школьная лекция может применяться и при повторении прой­денного материала. Такие лекции называются обзорными.

Применение лекции как метода обучения в условиях современ­ной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски до­полнительной научной информации для решения проблемных учеб­но-познавательных задач, выполнения тематических заданий, про­ведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью.

Методы устного изложения нового материала учителем, как пра­вило, сочетаются с применением средств наглядности. Вот почему в дидактике большую роль играют иллюстрации и демонстрация учеб­ных пособий.

При использовании наглядных пособий необходимо соблюдать ряд условий:

- применяемая наглядность должна соответствовать возрасту уча­щихся;

- наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

- наблюдение должно быть организовано так, чтобы все учащи­еся могли хорошо видеть демонстрируемый объект;

- необходимо четко выделять главное, существенное при пока­зе иллюстраций;

- детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонст­рации явлений;

- демонстрируемая наглядность должна быть точно согласова­на с содержанием материала;

- привлекать самих учеников к нахождению желаемой инфор­мации в наглядном пособии или демонстрационном устрой­стве.

Эффективность применения иллюстраций и демонстраций в зна­чительной мере зависит от умелого сочетания слова и нагляднос­ти, от умения учителя вычленять те свойства и особенности, кото­рые в большей мере раскрывают сущность изучаемых предметов и явлений.

При рассмотрении методов устного изложения знаний учите­лем особо следует остановиться на вопросах, связанных с возбуж-

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

дением активности учащихся по восприятию и осмыслению изуча­емого материала.

Восприятие материала на слух — дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. Недаром еще К.Д. Ушинский отмечал, что при неумелом ведении урока уча­щиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», а внут­ренне — думать о своем или же совсем оставаться «без мысли в голове». Об этом же писал С.Т. Шацкий, указывая на то, что неред­ко учащиеся могут погружаться на уроке в «педагогический сон», то есть сохранять лишь видимость внимания, но быть совершенно безучастными в работе и не воспринимать излагаемого материала. Эти недостатки, однако, обуславливаются не самими методами уст­ного изложения знаний как таковыми, а их неумелым применени­ем. Необходимо использовать педагогические приемы, возбуждаю­щие мыслительную активность школьников и способствующие под­держанию их внимания.

Один из этих приемов состоит в том, что при устном изложении знаний учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащи­мися познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала. Са­мым простым является достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех основных вопросов, в которых как сле­дует надлежит разобраться учащимся. В такой ситуации, когда уча­щиеся переживают внутренние противоречия между знанием и не­знанием, у них возникает потребность в разрешении этих противо­речий, и они начинают проявлять познавательную активность. В нашей многолетней практике работы в начальной и средней школе мы убедились в том, что ознакомление учащихся со структурой и целью урока повышает качество знаний на 5-10%.

Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности уча­щихся при устном изложении знаний дает прием, который ставит их перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что изучалось ранее.

Психологический механизм воздействия сравнения на мыслитель­ную деятельность человека пытался в свое время раскрыть еще Гель-вецкий. «Всякое сравнение предметов между собой, — писал он, — предполагает внимание; всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие — побуждение, заставляющее сделать это».

В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала весь­ма существенное значение имеет умение учителя придавать своему изложению увлекательный характер,, делать его живым и интерес­ным. Прежде всего здесь не следует забывать, что учебный матери­ал сам по себе содержит множество стимулов, возбуждающих лю-108







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.