Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности по Ю.К. Бабанскому



Методы стимулирования и мотивации интереса к учению____________

Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении

Ни одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Практика богаче и сложнее любых, самых искус­ных, построений и абстрактных схем. Поэтому поиски более совер­шенных классификаций, которые внесли бы ясность в противоре­чивую теорию методов и помогали бы педагогам совершенствовать практику, продолжаются.10?_____________________ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.3.4. Сущность и содержание методов обучения

Методы устного изложения знаний учителем

и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги — Я.А. Комен-ский, К.Д. Ушинский и др. — выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными». К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения.

Нельзя не отметить, что в 20-30-е годы в педагогике предприни­мались попытки умалить значение словесных методов обучения, так как они якобы не активизируют познавательную деятельность уча­щихся и сводят учебный процесс к преподнесению «готовых знаний». Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция.

Рассказ предполагает устное повествовательное изложение со­держания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность. По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.

Цель первого — подготовка учащихся к восприятию нового учеб­ного материала, которое может быть проведено другими методами, например, беседой. Этот вид рассказа характеризуется относитель­ной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволя­ющими вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении.

Во время рассказа-изложения учитель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедитель­ных примеров.

Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятия. Препо­даватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обоб­щения, дает указания по дальнейшей самостоятельной работе по этой теме.

В ходе рассказа используются такие методические приемы, как изложение информации, активизация внимания, ускорение запо-

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

минания (мнемотические, ассоциативные), логические сравнения, сопоставления, выделение главного, резюмирование.

К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъяв­ляется ряд педагогических требований:

- рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направлен­ность преподавания;

- содержать только достоверные и научно проверенные факты;

- включать достаточное число ярких и убедительных приме­ров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых по­ложений;

- иметь четкую логику изложения;

- быть эмоциональным;

- излагаться простым и доступным языком;

- отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное ис­толкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение — это монологическая система изложения. К объяс­нению чаще всего прибегают при изучении теоретического материа­ла, решения химических, физических, математических задач, тео­рем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях при­роды и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

- точного и четкого формулирования задачи, сути, проблемы, вопроса;

- последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

- использования сравнения, сопоставления, аналогии;

- привлечения ярких примеров;

- безукоризненной логики изложения.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем воз­расте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование это­го метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.

Беседа — диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подво­дит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвое­ние ими уже изученного. Беседа относится к наиболее старым мето­дам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого пришло понятие «сократическая беседа».104







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.