Инновации в содержании образования
В 1993 г. в образовательном пространстве России произошло знаменательное событие: в целях развития общего образования, а также учета национальных, региональных и местных социо-культур-ных особенностей и традиций министр образования подписал приказ № 237 от 07.06.93 «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ». По существу это был стандарт содержания образования, выгодно отличающийся от предыдущих. Если есть содержание, но нет технологии, не будет хорошего результата. Если есть технология, но нет содержания — то же. Результат = Содержание + Технология Отсюда вытекает важность содержания обучения и воспитания. В структуре базисного учебного плана (табл. 4) теперь выделены две части: - инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам; - вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития школьников, учитывающая их личностные особенности, интересы и склонности. Инвариантная и вариативная части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате в учебном плане любой школы выделяются три основные вида занятий: - обязательные, составляющие базовое ядро общего среднего образования; - обязательные занятия по выбору учащихся, школы и местного отделения отдела образования; - факультативы. На основе Базисного учебного плана, утвержденного федеральным Министерством образования, составляются:76 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ • региональный базисный учебный план (разрабатывается региональными органами управления образованием; носит рекомендательный характер, табл. 5); • учебный план школы на длительный период или рабочий учебный план (утверждается ежегодно, так как составляется на текущий учебный год с учетом-конкретных условий). Таблица 4 Базисный учебный план общеобразовательных учреждений России 1993 года
Традиционно общеобразовательная школа в нашей стране, как и во многих других странах, строится на трехступенчатой основе: начальная, основная и полная средняя. При этом в основной школе фактически выделяются две ступени: первая (переходная от начальной) и вторая, что связано с возрастными особенностями учащихся 5 и 6 классов. Хотя они имеют черты начальной школы, с точки зрения организации учебного процесса они относятся к основной школе, в которой предметная дифференциация учебных курсов достигает максимального значения. ю 4 ю g 0> «а v о и О ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|