ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
го содержания, учить самостоятельно решать возникающие проблемы. Центр тяжести новой школы — развитие способностей ученика; он должен получать знания, помогающие принятию реальных ответственных решений. Главной целью школы, должно являться воспитание и развитие свободной, гуманной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Главными задачами школы должны быть: - научение мыслить (развитие интеллекта детей); - воспитание чувств (формирование нравственных отношений); - физическая и психологическая закалка. Научить мыслить — это: - развитие мыслительных способностей детей; - обеспечение знаний на уровне мировых стандартов; - формирование познавательных интересов; - раннее выявление и развитие индивидуальных творческих задатков; - выработка жизненных ценностей, понимание источников добра, зла, смысла жизни. Воспитание чувств означает: - научить любить людей и жизнь; - приобщить к духовным ценностям как национальным, так и мировым; - сформировать нравственное отношение к человеку, труду, природе России; - индивидуальное воспитание характера каждого ребенка; - развитие его коммуникативных качеств. И если наша школа может гарантировать реализацию этой программы, то в каждом нашем ученике мы к моменту окончания школы обязательно увидим признаки зрелой личности: - бескорыстие, доброту, - верность, отзывчивость, - жертвенность, честность, - уважение к человеку, чувство ответственности, - терпимость, самоконтроль, - демократичность, способность к творчеству, - стремление к сотрудничеству, - почтительность к родителям, - великодушие, стремление к совершенству, • эмпатию, чувство собственного, достоинства.2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ 2.1. Основные дидактические понятия Все, что мы знаем, — ограничено, чего мы не знаем — бесконечно. П. Лаплас Прошло более 300 лет со времени написания Я.А. Коменским «Великой дидактики», а теория обучения (именно так в наши дни зовется дидактика) до сих пор не обрела стройности и четкости определений и понятий. Так, полвека назад профессор Дж. О'Коннор утверждал, что теория обучения представляет собой не более чем вежливую формулу, прикрывающую спекулятивный характер ее положений. То же самое, но в более вежливой форме позднее констатировал И.Я. Лернер: «Главное состоит в том, что до сих пор дидактика... не представляет целостной системы знаний, т.е. каждый блок (или единица) дидактических занятий не выводится из предыдущего и не определяет последующее». Если отнестись с доверием к высказываниям многих науковедов и специалистов по теории познания, утверждающих, что основной движущей силой развития наук являются запросы практики, то следует признать существование удивительного феномена «застоя» — более трех веков одна из самых многочисленных практик (а практика обучения именно таковой и является) порождает множество проблем и, тем не менее, продолжает существовать. Современная отечественная педагогика не имеет устоявшейся терминологии, допускает произвольное толкование ее предмета, собственных законов, категорий, основных понятий. В наличии множество синонимов, противоречий, неточностей, отсутствие специальных терминов при явной реальности понятий, перегрузка иноязычными терминами. Все это свидетельствует о продолжающемся (хотя и недопустимо затянувшемся!) процессе становления дидактики как науки. Обучение как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебой и другими видами деятельности и поведения учащихся. Схематически процесс обучения как целостную систему можно представить следующим образом (рис. 4). Системообразующим понятием процесса обучения, как системы, выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат. Переменными составляю- ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ щими этого процесса выступают средства управления. Они включают: содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебные пособия и др.), организационные формы обучения, как процесса и учебной деятельности учащихся. Связь средств обучения, как переменных компонентов с постоянными смыслообразующими компонентами, зависит от цели обучения и его конечного результата. Они образуют устойчивое единство и целостность, подчиненные общим целям воспитания: Содержание учебного материала Методы обучения
Результат Рис. 4. Модель структуры учебного процесса Все практико-ориентированные исследовательские грани теории обучения вращаются вокруг следующих понятий: - принципы обучения; - методы обучения; - формы учебных понятий; - структура урока; - средства обучения; - методы контроля знаний. Именно эти педагогические категории и рассматриваются ниже. Принципы обучения Лучше самому терпеть, чем обижать другого. Русская поговорка из словаря В. Даля Дидактика опирается главным образом на следующие принципы обучения: научности, систематичности, связи теории с практикой,88 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ! сознательности обучения, единства конкретного и абстрактного, доступности, прочности знаний, соединения индивидуального и кол-* лективного. Все эти принципы обучения взаимосвязаны и взаимо-; зависимы, дополняют и обуславливают друг друга. В принципах обучения заключен исторический и педагогичес- • кий опыт, общественный смысл, они выражают картину состояния : процесса обучения. В то же время, если смотреть с позиции современной науки и требований школы, они не имеют доказательной основы. Однако в качестве отправной платформы теории обучения они совершенно необходимы. Принципы обучения имеют достаточно четкие определения. Принцип научности. В содержании этого принципа указывается, что все сообщаемые учебные сведения должны находиться в полном соответствии с современной наукой. Для учебного процесса существенную роль играет степень научности как мера оценки значения научных факторов, теории и гипотетических положений. С определением степени научности связана форма научного выражения предметов изучения. Форма научности и язык науки являются существенными показателями характера изучаемых предметов. Значительное внимание в обучении следует уделять строгости и корректности выражения научной информации, системы изложения и связей. Принцип систематичности означает, что все знания, сообщаемые учащимся, должны ими усваиваться в определенной, педагогически обоснованной системе. Но система понимается в дидактике упрощенно, только как систематичность, как последовательность и логическая связь в изучении материала. Исходя из этого принципа, педагог обосновывает и применяет средства и метод обучения. Принцип наглядности рассматривается, наряду с принципом доступности, в качестве основополагающего: подчеркивается высокая значимость наглядных опор. Принцип связи теории с практикой. Теория и практика обучения рассматриваются как единое и неразрывное в системе приобретения знаний и навыков. Связь теории с практикой требует решения ряда неотложных задач, и в первую очередь следующих: • выявление и анализ факторов, определяющих отношение теории и практики в конкретной сфере человеческого бытия; • установление соответствия и закономерной связи этих факторов с теоретическим и практическим обучением в школе; • внесение в теорию и практику обучения соответствующих выводов и обобщений; 2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ • установление связи развития науки, техники, производственного и практического опыта с учебным процессом. Эти задачи распространяются на все виды учебной работы, исходя из конкретных учебных и практических целей каждого вида обучения и каждого учебного предмета. Принцип сознательности понимается как обоснованное самостоятельное мышление и оправданные действия учащихся. Сознательность рассматривается как личное убеждение в процессе приобретений знаний, навыков, умений. Сознательность учащихся выражается через самодисциплину и организованность, которые выражают такую степень внутренней интеллектуальной собранности, когда вся обучающая деятельность выполняется с интересом и совершенно свободно. Принцип соединения индивидуального и коллективного. Учебный процесс объединяет интересы всех учащихся и каждого отдельного ученика на основе единства целей и задач обучения. Из принципа соединения индивидуального и коллективного вытекают некоторые следствия: • коллектив предъявляет к каждому своему члену определенные, сложившиеся и закрепившиеся общие требования; • каждый член учебного коллектива своей активностью и инициативой не только подтверждает общие требования, но и дополняет, расширяет и обогащает их. Единство индивидуального и коллективного в обучении требует хорошего знания учителем индивидуальных свойств и особенностей каждого ребенка, его интересов, способностей, привычек, уровня его развития. Принцип единства конкретного и абстрактного указывает на необходимость взаимосвязи изучаемых конкретных, реальных фактов, предметов, их признаков и свойств с отвлеченными понятиями и их теоретическим, отвлеченным обобщением на основе выделения существенного, основного и общего. Наглядность рассматривается при этом как условие перехода в обучении от конкретного к абстрактному, от сущего к мысли, от признаков и представлений к понятиям и определениям. "Принцип доступности. Обучение должно быть доступным и посильным по возрасту, способностям и уровню развития учащихся. На основе этого принципа определяется степень научно-теоретической сложности учебного материала, его объем, формы и методы обучения. В то же время принцип доступности лежит в основе учета индивидуальных и общепсихологических особенностей учащихся в зависимости от их возраста, уровня развития, специфики предмета изучения и других факторов.90 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|