Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Исходя из этого принципа, определяется степень пользы учебно­го материала, которая является необходимым условием для затра­ты сознательного и напряженного труда при обучении. В этом усло­вии важным является то, что процесс преодоления трудностей обу­чения рождает самостоятельное творческое мышление.

Доступность определяет меру эффективности учебного процесса.

D = У1„, где Iz— информация, превращающаяся в знания;

1п — вся учебная информация.

Однако эта мера всегда носит эмпирический характер — она субъек­тивна и не подкрепляется доказательными средствами. Принцип до­ступности требует опоры на психологию обучения и некоторые поло­жения теории педагогической информации.

Для выражения доступности как меры ограничения объема, сте­пени сложности информации, затрат времени изучения нужны кри­терии оценки, единицы измерения, для чего могут быть использо­ваны величины измерения информации.

Принцип доступности, таким образом, может приобрести четкий информационно-аналитический смысл. Такой анализ потребует опе­рирования не только количеством, но, главным образом, нормой оптимальной учебной информации.

Принцип прочности знаний. Приобретаемые учащимися зна­ния должны быть прочными, т.е. обладать высокой степенью их запоминания. Знания приобретают не только для их объема, но и для использования в дальнейшей самостоятельной работе, для фор­мирования научного мировоззрения и для практического примене­ния. Исходя из современных задач теории обучения, принцип проч­ности знаний не обладает условиями достаточной четкости и всеоб­щности.

Принцип надежности обучения. Надежность в решении задач обучения в теоретическом плане рассматривается как вероятность того, что выпускник школы будет хорошо адаптирован к жизни и творчески, инициативно, на высоком научном, идейном уровне, и с достаточной практической подготовкой выполнять свои функции как член сообщества.

Принцип преемственности предполагает последовательное про­движение в обучении с опорой на совершившиеся циклы развития: учет уровня актуального развития детей и ориентацию на их зону ближайшего развития.

Принцип пропедевтики реализуется в процессе организованной предварительной подготовки учащихся к усвоению учебных пред­метов. Например, подготовительная языковая работа (обогащение словарного запаса, активизация словаря, развитие фонематическо-

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

го слуха и умения проводить звукобуквенный анализ слов, уточне­ние смысла слов) предшествует обучению грамоте, усвоению грам­матических правил, формированию навыков чтения; целенаправ­ленная система упражнений по развитию мелкой моторики руки предваряет формирование графических навыков; специальная ак­туализация представлений о множестве, пространственно-времен­ных ориентирах, количественных и качественных признаках пред­метов, подлежащих сравнению и анализу, измерительная деятель­ность готовят детей к овладению математическими понятиями и решению математических задач.

Принцип рационализации учебного процесса реализуется по­средством структурирования содержания учебного материала, пре­дусматривающего: актуализацию сущностных (а не формальных) признаков изучаемых явлений; структурирование учебного матери­ала с опорой на объективные внутренние связи между элементами; соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности.

Принцип личностного подхода предполагает опору в учебно-воспитательной работе на наиболее сильные качества учебной дея­тельности и личности ребенка, направлен на максимальное стиму­лирование развития и саморазвития каждого ученика и реализует­ся в процессе педагогизации всех сфер личностно значимых отношений.

Принцип победности учения в условиях преодоления посиль­ных трудностей диктует необходимость индивидуализации и диф­ференциации педагогических методов, приемов и средств, исходя из индивидуального темпа, характера усвоения учебного материа­ла, ведущего типа восприятия учебной информации, необходимос­ти психологической комфортности ребенка в ситуации учения, уве­ренности его в своих силах и радости от достигаемых результатов с одновременным упражнением в преодолении посильных трудностей, культивированием волевых усилий.

Принцип педагогического оптимизма подчеркивает важность высокого уровня ожиданий по отношению к ребенку, веры в его силы и возможности, акцентирует решающую роль благоприятных педагогических условий для стимулирования и активизации внут­ренних компенсаторных механизмов психической деятельности, гар­монизации развития.

В коррекционной педагогике реализуются специфические прин­ципы.

Принцип коррекционной направленности предполагает всесто­ронний учет имеющихся у детей недостатков в развитии при пост­роении модели учебно-воспитательной работы; этот принцип реали-92

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГОоБрДЗОВАНИЯ

зуется посредством использования методов и приемов обучРНИЯ ппентированных на зону ближайшего развития, а также правленного создания зоны ближайшего развития средств™? ofiv" чения и воспитания с учетом нормативности развития J ином возрастном этапе. Развития на том или

Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекиии ппр* полагает осуществление всестороннего психолого-медикопедГГгичес" кого обследования ребенка с целью определения как нарушенных функции, так и сохранных, установления причин, приводят^ к тем или иным особенностям развития. На основании полученных лТ ных выстраивается модель общей и индивидуальной коррекции не" достатков развития ребенка. «РРекции не-

Принцип направленности учебно-воспитательного проиесса на сохранение и развитие здоровья детей предполагает иТользо вание специальных технологий, нацеленных на интегп цесса обучения и направленного формирования ряда функций опгГ низма ребенка (зрительных, двигательно-координационных по™" статических). К таким технологиям, в частности, относятся-'

• динамизация рабочей позы (дети работают то стоя ct

для чего используются настольные конторки); ' сидя>

• обучение в режиме «зрительных горизонтов»' (удаление ли дактического материала соразмерно остроте зрения)-

• изучение по «экологическим букварям» предметов и'явлений окружающего мира (бескнижное обучение);

• обучение письму с помощью перьевой ручки.

Принцип возрастной и дидактической регрессии ппослежи вается в том, что в процессе начального обучения ребенок как бы возвращается к дошкольным видам деятельности не впо лизовавшим свое развивающее значение (игра, ле'Пка, рисование" конструирование, ознакомление с окружающим миром) или в ходе решения образовательных задач ученик использует способы уже не актуальные на данном этапе обучения. '

Принцип направленности образования на социальную адап тацию детей и интеграцию их в общество подчеркивает необходи­мость специального педагогического внимания к отношен торые складываются у ребенка на основе учебной деятельности°в школе и дома, как к главному объекту педагогической работы (от­ношение к себе как субъекту деятельности, отношения с однокласс никами, со значимыми взрослыми — учителями, воспитателями" родителями), предполагает необходимость грамотного педагогичес­кого влияния на складывающиеся отношения, регулирование циальное конструирование их с позиций утверждения достоинства личности, удовлетворения ее социальных потребностей в пои

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

нии и уважении, воспитание социально-нравственных норм поведе­ния в системах ответственной зависимости.

Принцип интегративного характера коррекционно-развива-ющего образовательного процесса утверждает необходимость орга­ничного соединения в образовательном процессе учебных и воспи­тательных стратегий со стратегиями диагностическими, охранно-оздоровительными, коррекционно-развивающими и социальными.

Принцип деятельностного подхода. Предметно-практическая де­ятельность, в процессе которой успешно развиваются высшие психи­ческие функции ребенка (восприятие, речь и общение, мышление, память, эмоции, мотивация), является мощным коррекционно-ком-пенсирующим педагогическим средством в работе с детьми группы риска. В силу этого коррекционная педагогика организует образова­тельный процесс на наглядно-действенной основе. В КРО распростра­нена коллективная предметно-практическая деятельность под руко­водством педагога (работа «парами», «бригадами» и др.), которая создает естественные условия для мотивированного речевого обще­ния, постоянно воспроизводя потребность в нем. Общение, в свою очередь, развиваясь, способствует овладению языком во всех его фун­кциональных составляющих, мыслительными операциями, различ­ными ситуациями общения и социального взаимодействия.

Принцип толерантности подразумевает терпимое, не дискри­минационное отношение к школьникам, испытывающим определен­ные трудности в обучении и имеющим адаптационные нарушения.

Принцип вариативности предполагает наличие нескольких ва­риантов организации коррекционно-развивающего обучения, учиты­вающих сложившуюся в регионе (районе, городе) педагогическую практику, кадровые и финансовые возможности, уровень научно-ме­тодического обеспечения.

Методы обучения

Метод есть не внешняя форма, Но душа и понятие содержания.

Г. Гегель







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.