ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ведутся в школе. Вот почему любой хороший урок с точки зрения максимума возможного в приобретении учащимися знаний, умений, навыков, в повышении уровня их воспитанности и развитости есть урок оптимальный, независимо от того, употреблял ли учитель этот термин, использовал ли он процедуру оптимизации или, не зная о ней, годами шел к ней эмпирически. Оптимизация учебного процесса: • помогает учителю научиться комплексно решать задачи обучения, воспитания и общего развития школьников; • формирует у учителя умение изучать реальные учебные возможности школьников, т.е. осуществлять в доступной мере прогнозирование ожидаемых успехов школьников в учебе и учитывать их особенности при планировании урока; • учит постоянно выделять главное, существенное в содержании учебного материала; • формирует умение выбирать наиболее рациональные методы и средства обучения, освобождая учителя от механического требования применять все методы на одном уроке; • учит дифференцированному подходу к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и ко всем остальным ученикам; • учит создавать оптимальные учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и эстетические условия; • соединяет поиск большей эффективности обучения с обязательной экономией времени учеников и учителей, с предупреждением их от перегрузки; • открывает простор для развития методического творчества учителей, их диалектического мышления, ограждает педагогов от шаблонных требований при контроле за качеством уроков. В целом же оптимизация учебно-воспитательного процесса является одним из реально доступных шагов на пути к внедрению научной организации педагогического труда. Без овладения методикой оптимизации научная организация труда учителя лишается своей сердцевины, сосредотачиваясь на многих внешних факторах и условиях, а не на самой структуре учебного процесса. Овладение методикой оптимизации повышает общий уровень педагогической культуры учителя, позволяет ему в целостной взаимосвязи, а не разрозненно воспринимать ее категории, закономерности и принципы педагогики, руководствоваться всей системой их при выборе наилучших в данной ситуации методических подходов к организации учебно-воспитательного процесса. В этом состоит не только социально-практическое, но и гуманистическое значение идей оптимизации для современной школы. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Развитие школы как инновационный процесс Критериум педагогики только один — свобода. Л.Н. Толстой 1.5.1. Признаки новой школы Сейчас в российской системе образования возникла многоцветная палитра школ. Среди них выделяются следующие типы. • Массовая общеобразовательная школа, не отбирающая учащихся ни по одному признаку и обучающая всех детей. Но и эта школа стремится обеспечить раннее развитие детей, дифференциацию обучения, имеет классы педагогической коррекции, компенсирующего обучения, классы повышенного педагогического внимания, «казачьи» классы, а на старшей ступени — профильные классы. • Элитарные школы для одаренных, способных, продвинутых в развитии детей. Это гимназии (школы гуманистического направления). Бывают классические и реальные гимназии. В реальных гимназиях гуманитарные дисциплины даются в том же объеме, что и в классических, а предметы естественнонаучного цикла — более глубоко. Иностранные языки в реальных гимназиях изучаются только современные. Классические гимназии готовят своих выпускников для университетов, а реальные — преимущественно для технических и сельскохозяйственных вузов. К числу старейших классических гимназий относится Таганрогская (1806), реальных — Новочеркасская (1805). • Школы-академии, имеющие установку на обширное гуманитарное образование европейского типа, на включение учащихся в исследовательскую деятельность. В них осуществляется развитие и поддержка одаренности, дается установка на продолжение образования в высших учебных заведениях. • Лицеи. Это школы для старшеклассников (9-11 или 10-11 классы). Профильные учебные заведения, осуществляющие дову-зовскую подготовку. Обычно лицеи возникают при крупных вузах и могут быть как одно- , так и многопрофильными. Традиции лицейского образования в России довольно богатые: уже в XIX в. в стране было 5 известных лицеев — Царско-сельский, Ярославский, Одесский, Каменецкий (в г. Каменец-Подольск) и Нежинский (где учился Н.В. Гоголь). • Школы углубленного развития детей в области какого-либо цикла учебных дисциплин: школы природы, школы здоровья, художественно-промышленные школы", школы искусств, школы с углубленным изучением математики или предметов художественно-72 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|