Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



ведутся в школе. Вот почему любой хороший урок с точки зрения максимума возможного в приобретении учащимися знаний, уме­ний, навыков, в повышении уровня их воспитанности и развитости есть урок оптимальный, независимо от того, употреблял ли учитель этот термин, использовал ли он процедуру оптимизации или, не зная о ней, годами шел к ней эмпирически. Оптимизация учебного процесса:

• помогает учителю научиться комплексно решать задачи обу­чения, воспитания и общего развития школьников;

• формирует у учителя умение изучать реальные учебные воз­можности школьников, т.е. осуществлять в доступной мере прогнозирование ожидаемых успехов школьников в учебе и учитывать их особенности при планировании урока;

• учит постоянно выделять главное, существенное в содержа­нии учебного материала;

• формирует умение выбирать наиболее рациональные методы и средства обучения, освобождая учителя от механического требования применять все методы на одном уроке;

• учит дифференцированному подходу к слабоуспевающим, наи­более подготовленным и ко всем остальным ученикам;

• учит создавать оптимальные учебно-материальные, гигиени­ческие, морально-психологические и эстетические условия;

• соединяет поиск большей эффективности обучения с обяза­тельной экономией времени учеников и учителей, с предуп­реждением их от перегрузки;

• открывает простор для развития методического творчества учи­телей, их диалектического мышления, ограждает педагогов от шаблонных требований при контроле за качеством уроков.

В целом же оптимизация учебно-воспитательного процесса явля­ется одним из реально доступных шагов на пути к внедрению науч­ной организации педагогического труда. Без овладения методикой оптимизации научная организация труда учителя лишается своей сердцевины, сосредотачиваясь на многих внешних факторах и ус­ловиях, а не на самой структуре учебного процесса.

Овладение методикой оптимизации повышает общий уровень пе­дагогической культуры учителя, позволяет ему в целостной взаи­мосвязи, а не разрозненно воспринимать ее категории, закономер­ности и принципы педагогики, руководствоваться всей системой их при выборе наилучших в данной ситуации методических подходов к организации учебно-воспитательного процесса.

В этом состоит не только социально-практическое, но и гумани­стическое значение идей оптимизации для современной школы.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

 

Развитие школы как инновационный процесс

Критериум педагогики только один — свобода.

Л.Н. Толстой

1.5.1. Признаки новой школы

Сейчас в российской системе образования возникла многоцвет­ная палитра школ. Среди них выделяются следующие типы.

• Массовая общеобразовательная школа, не отбирающая уча­щихся ни по одному признаку и обучающая всех детей. Но и эта школа стремится обеспечить раннее развитие детей, дифференциа­цию обучения, имеет классы педагогической коррекции, компенси­рующего обучения, классы повышенного педагогического внимания, «казачьи» классы, а на старшей ступени — профильные классы.

• Элитарные школы для одаренных, способных, продвинутых в развитии детей. Это гимназии (школы гуманистического направле­ния). Бывают классические и реальные гимназии. В реальных гим­назиях гуманитарные дисциплины даются в том же объеме, что и в классических, а предметы естественнонаучного цикла — более глу­боко. Иностранные языки в реальных гимназиях изучаются только современные. Классические гимназии готовят своих выпускников для университетов, а реальные — преимущественно для техничес­ких и сельскохозяйственных вузов. К числу старейших классичес­ких гимназий относится Таганрогская (1806), реальных — Ново­черкасская (1805).

• Школы-академии, имеющие установку на обширное гумани­тарное образование европейского типа, на включение учащихся в исследовательскую деятельность. В них осуществляется развитие и поддержка одаренности, дается установка на продолжение образо­вания в высших учебных заведениях.

• Лицеи. Это школы для старшеклассников (9-11 или 10-11 классы). Профильные учебные заведения, осуществляющие дову-зовскую подготовку. Обычно лицеи возникают при крупных вузах и могут быть как одно- , так и многопрофильными. Традиции ли­цейского образования в России довольно богатые: уже в XIX в. в стране было 5 известных лицеев — Царско-сельский, Ярославский, Одесский, Каменецкий (в г. Каменец-Подольск) и Нежинский (где учился Н.В. Гоголь).

• Школы углубленного развития детей в области какого-либо цикла учебных дисциплин: школы природы, школы здоровья, ху­дожественно-промышленные школы", школы искусств, школы с уг­лубленным изучением математики или предметов художественно-72







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.