Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



По мнению Б.П. Есипова, «самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа, которая вы­полняется без непосредственного участия учителя, но по его зада­нию в специально предоставленное для этого время; при этом уча­щиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме ре­зультаты своих умственных и физических (или тех и других вмес­те) действий».

Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляет­ся самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения материала по книге и осмысления содержащихся в ней фактов, при­меров и вытекающих из них теоретических обобщений (правил, выводов, законов).

Чтобы работа с учебником на уроке давала обучающий эффект, учителю необходимо соблюдать следующие требования:

• Прежде всего, существенное значение имеет правильный вы­бор материала (темы) для самостоятельного изучения по учебнику на уроке. Известно, что не всякий вопрос учащиеся могут освоить самостоятельно без обстоятельного объяснения его учителем. Та­ким образом, соблюдение принципа доступности обучения является одним из условий правильной организации самостоятельной рабо­ты учащихся с учебником с целью овладения новым материалом.

• В процессе занятий учителю нужно наблюдать за ходом само­стоятельной работы учащихся, задавать некоторым из них вопро­сы, чтобы выяснить, как они понимают изучаемый материал. Если некоторые из них будут встречаться с затруднениями, необходимо помочь им разобраться в непонятных положениях.

• Серьезное внимание следует обращать на формирование у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать но­вый материал по учебнику.

• Нередко самостоятельной работе с учебником может предше­ствовать демонстрация опытов и наглядных пособий с целью созда­ния на занятии проблемной ситуации и стимулирования учащихся к более вдумчивому осмыслению изучаемого материала.

• Изучение нового материала по учебнику нередко проводится в форме выборочного чтения отдельных мест с целью самостоятель­ного усвоения вопросов описательного характера. В таком случае изложение материала учителем чередуется с работой учащихся над учебником.

• При изучении нового материала нередко возникает необходи­мость обратиться к краткому воспроизведению пройденных ранее тем. Основным методом в таких случаях, как правило, выступает

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

устный опрос. Однако зачастую он не дает желаемого эффекта, так как многие учащиеся не всегда могут вспомнить и воспроизвести пройденный материал. В таких случаях лучше использовать само­стоятельную работу с учебниками.

• Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок. Ее необходимо совмещать с другими формами и методами обучения. Так, после работы с учебником обязательно нужно прове­рять качество усвоения изучаемого материала, давать упражнения, связанные с выработкой умений и навыков и дальнейшим углубле­нием знаний учащихся. А беседуя с учеником, не забудьте ему за­дать два вопроса: «Помогает ли тебе учебник стать человеком?», «Стать лучшим человеком?».

Приведенные примеры показывают, что самостоятельная работа учащихся с учебником по усвоению нового материала как метод обучения требует от учителя хорошего знания и практического ов­ладения разнообразными приемами ее организации.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.