Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником, книгой



Устное изложение знаний учителем связано с первичным вос­приятием и осмыслением их учащимися. Но, как отмечал дидакт М.А. Данилов, «знания, являющиеся результатом первого этапа обучения, не являются еще орудием активного, самостоятельного мышления и деятельности учащихся». Об этом же писал известный методист-биолог Н.М. Верзилин, указывая на то, что научные по­нятия формируются не сразу, а проходят через ряд стадий, на каж­дой из которых происходит обогащение памяти фактическим мате­риалом, его более углубленный и всесторонний анализ, способству­ющий тому, что усваиваемые выводы, обобщения или правила становятся интеллектуальным достоянием ученика. В этом смысле объяснение материала учителем следует рассматривать как хотя и очень важную, но все же первоначальную ступень учебной работы. Исходя из приведенной выше закономерности, в дидактике боль­шое значение придается последующей учебной работе по усвоению (закреплению, запоминанию и более глубокому осмыслению) изло­женного материала.

Метод беседы чаще всего применяется тогда, когда изложенный учителем материал является сравнительно не сложными для его усвоения, достаточно использовать приемы воспроизведения (повто­рения). Суть беседы в таком случае заключается в том, что учитель с помощью умело поставленных вопросов побуждает учащихся к активному воспроизведению изложенного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения (запоминания). Беседа как

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

метод усвоения только что воспринятого материала используется по всем предметам школьного обучения.

Работа с учебником и книгой — важнейший метод обучения. Все, что не задело чувство, проходит мимо. Все, что мы хотели внедрить идет через книгу. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учи­теля. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с кни­гой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной ра­боты с печатными источниками. Основные из них:

• конспектирование — краткое изложение, краткая запись со­держания прочитанного; конспектирование от себя или от тре­тьего лица; конспектирование от первого лица лучше разви­вает самостоятельность мышления;

• составление плана текста; который может быть простым и сложным; для составления плана необходимо после прочте­ния текста разбить его на части и озаглавить каждую часть;

• тезирование — краткое изложение основных мыслей прочтен­ного;

• цитирование — дословная выдержка из текста; обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, мес­то издания, издательство, год издания, страница);

• аннотирование — краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;

• рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном;

• составление справки — сведений о чем-нибудь, полученных после поисков; справки бывают статистические, биографичес­кие, терминологические, географические;

• составление формально-логической модели — словесно схе­матического изображения прочитанного;

• составление тематического тезауруса — упорядоченного ком­плекса базовых понятий по разделу, теме;

• составление матрицы идей — сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.