Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником, книгой
Устное изложение знаний учителем связано с первичным восприятием и осмыслением их учащимися. Но, как отмечал дидакт М.А. Данилов, «знания, являющиеся результатом первого этапа обучения, не являются еще орудием активного, самостоятельного мышления и деятельности учащихся». Об этом же писал известный методист-биолог Н.М. Верзилин, указывая на то, что научные понятия формируются не сразу, а проходят через ряд стадий, на каждой из которых происходит обогащение памяти фактическим материалом, его более углубленный и всесторонний анализ, способствующий тому, что усваиваемые выводы, обобщения или правила становятся интеллектуальным достоянием ученика. В этом смысле объяснение материала учителем следует рассматривать как хотя и очень важную, но все же первоначальную ступень учебной работы. Исходя из приведенной выше закономерности, в дидактике большое значение придается последующей учебной работе по усвоению (закреплению, запоминанию и более глубокому осмыслению) изложенного материала. Метод беседы чаще всего применяется тогда, когда изложенный учителем материал является сравнительно не сложными для его усвоения, достаточно использовать приемы воспроизведения (повторения). Суть беседы в таком случае заключается в том, что учитель с помощью умело поставленных вопросов побуждает учащихся к активному воспроизведению изложенного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения (запоминания). Беседа как ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ метод усвоения только что воспринятого материала используется по всем предметам школьного обучения. Работа с учебником и книгой — важнейший метод обучения. Все, что не задело чувство, проходит мимо. Все, что мы хотели внедрить идет через книгу. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них: • конспектирование — краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного; конспектирование от себя или от третьего лица; конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления; • составление плана текста; который может быть простым и сложным; для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть; • тезирование — краткое изложение основных мыслей прочтенного; • цитирование — дословная выдержка из текста; обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница); • аннотирование — краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла; • рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном; • составление справки — сведений о чем-нибудь, полученных после поисков; справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические; • составление формально-логической модели — словесно схематического изображения прочитанного; • составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме; • составление матрицы идей — сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|