Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способ­ствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут соче­таться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся работы учащихся по со­ставлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изго­товление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лаборато^но-практических работ, экскурсий. Графичес­кие упражнения выполняются обычно одновременно с письменны­ми и решают единые учебные задачи. Графические работы в зависи­мости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий ха­рактер.

К учебно-трудовым упражнениям относятся практические рабо­ты учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических зна­ний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способ­ствуют трудовому воспитанию учащихся.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их вы­полнению; соблюдение дидактической последовательности в выпол­нении упражнений — сначала упражнения по заучиванию и запо­минанию учебного материала, затем — на воспроизведение — при­менение ранее усвоенного — на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации — на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и про­блемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.

Лабораторные работы — это проведение учащимися по зада­нию учителя опытов с использованием приборов, применением ин­струментов и других технических приспособлений, т.е. изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудо­вания.

Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или иссле­довательском плане.

Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями: над ростом растений и развитием животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек, озер в зависимости от погоды и т.п. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Практические работы проводятся после изучения крупных раз­делов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местно­сти, работа на пришкольном участке).

Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.

Для организации тренировочных упражнений по применению зна­ний на практике существенное значение имеют те приемы, которые используются в процессе формирования умений и навыков. К этим приемам относятся следующие:

• объяснение учителем цели и задач предстоящей тренировоч­ной деятельности;

• показ учителя, как нужно выполнять то или иное упражне­ние;

• первоначальное воспроизведение учащимися действий по при­менению знаний на практике;

• последующая тренировочная деятельность учащихся, направ­ленная на совершенствование приобретаемых практических умений и навыков.

Конечно, не всегда эти этапы выступают с достаточной четкос­тью, однако такая ступенчатость в той или иной мере присуща об­разованию любого умения и навыка.

При подборе упражнений существенно важно, чтобы они сочета­ли в себе подражательную и творческую деятельность учащихся и требовали от них сообразительности, размышлений, поиска собствен­ных путей решения той или иной задачи. Еще К.Д. Ушинский от­мечал, что подражание только тогда полезно, когда из него вырас­тает самостоятельная деятельность.

С другой стороны, учителю необходимо знать о тех трудностях, с которыми сопряжена тренировочная деятельность. Упражнения, осо­бенно если они проводятся творчески, связаны с тем явлением, кото­рое в психологии и педагогике принято называть переносом знаний. Суть этого явления заключается в том, что в процессе учебной рабо­ты учащимся приходится как бы переносить усвоенные мыслитель­ные операции, умения и навыки на другой материал, то есть приме­нять их в других условиях. Усвоив на основе конкретных примеров и фактов то или иное правило, ученик не всегда легко оперирует им, когда это правило нужно применить в новой, ранее не встречавшейся ситуации, или с его помощью объяснять новые явления и факты. В этой связи Н.А. Менчинская подчеркивала, что учащимся сравни­тельно нетрудно на основе анализа примеров и фактов сделать необ­ходимые теоретические выводы, сформулировать правила и гораздо труднее применять эти выводы к объяснению новых примеров и фак-114







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.