ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ тов. Последнее как раз и имеет место при закреплении усвоенного материала. Подобная методика организации упражнений по применению знаний на практике особое значение имеет в настоящее время, когда ставится задача более интенсивного умственного развития учащихся. Но развивающий характер упражнения будут носить лишь тогда, когда они будут содержать творческие задания, выполнение которых требует от учащихся нетривиальных поворотов мысли, ум-ственной,самостоятельности. 2.3.5. Выбор методов обучения Выбор методов обучения не может быть произвольным. Лишь на первый взгляд может показаться, что учитель выбирает методы, какие ему заблагорассудится. На самом деле он очень стеснен в определении путей достижения цели. Объективные и субъективные причины, имеющие возможности, случайности сужают диапазон выбора, оставляют педагогу считанные способы эффективной работы. Выбирая тот или иной метод обучения, учителю необходимо каждый раз учитывать многие факторы. Прежде всего, определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс. В психолого-педагогической литературе выделено немало причин, влияющих на выбор методов обучения. В табл. 12 они сведены в иерархическую систему. Можно выделить шесть общих условий, которые определяют выбор метода обучения: • Закономерности и принципы обучения, которые вытекают их них. • Содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы в частности. • Цели и задачи обучения. • Учебные возможности школьников (возрастные, уровень подготовленности, особенности классного коллектива). • Внешние условия (географические, производственные, окружение). • Возможности учителей (опыт, уровень подготовленности, знание типичных ситуаций процесса обучения). С чисто формальной точки зрения прогнозирование оптимальных методов обучения кажется не особенно сложным. Опираясь на теоретико-множественный подход, размышляем так. Имеется неко- торое множество методов обучения и множество условий, в которых они применяются. Основные значения первого и второго множеств известны. Кроме множества методов и условий в реальном процессе всегда действуют случайные (неизвестные) причины, величины которых и направленность влияния нельзя предусмотреть заранее. В первом приближении их влиянием приходится пренебречь, но нужно помнить, что именно наличием непредвиденных, неконтролируемых причин обуславливается надежность прогностических выводов. Задача оптимизации методов формулируется однозначно: в имеющихся условиях из множества методов необходимо выделить те, которые обеспечивают наивысшую эффективность обучения по принятым критериям. Таблица 12 Иерархия факторов, влияющих на выбор методов
Для обучения учителей оптимальному выбору методов обучения, как показывает передовой опыт, в школе должны быть реализова-116 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|