Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

тов. Последнее как раз и имеет место при закреплении усвоенного материала.

Подобная методика организации упражнений по применению зна­ний на практике особое значение имеет в настоящее время, когда ставится задача более интенсивного умственного развития учащих­ся. Но развивающий характер упражнения будут носить лишь тог­да, когда они будут содержать творческие задания, выполнение ко­торых требует от учащихся нетривиальных поворотов мысли, ум-ственной,самостоятельности.

2.3.5. Выбор методов обучения

Выбор методов обучения не может быть произвольным. Лишь на первый взгляд может показаться, что учитель выбирает методы, какие ему заблагорассудится. На самом деле он очень стеснен в оп­ределении путей достижения цели. Объективные и субъективные причины, имеющие возможности, случайности сужают диапазон выбора, оставляют педагогу считанные способы эффективной рабо­ты. Выбирая тот или иной метод обучения, учителю необходимо каждый раз учитывать многие факторы. Прежде всего, определя­ются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправлен­ный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс.

В психолого-педагогической литературе выделено немало при­чин, влияющих на выбор методов обучения. В табл. 12 они сведены в иерархическую систему.

Можно выделить шесть общих условий, которые определяют выбор метода обучения:

• Закономерности и принципы обучения, которые вытекают их них.

• Содержание и методы определенной науки вообще и предме­та, темы в частности.

• Цели и задачи обучения.

• Учебные возможности школьников (возрастные, уровень под­готовленности, особенности классного коллектива).

• Внешние условия (географические, производственные, окру­жение).

• Возможности учителей (опыт, уровень подготовленности, зна­ние типичных ситуаций процесса обучения).

С чисто формальной точки зрения прогнозирование оптималь­ных методов обучения кажется не особенно сложным. Опираясь на теоретико-множественный подход, размышляем так. Имеется неко-

торое множество методов обучения и множество условий, в кото­рых они применяются. Основные значения первого и второго мно­жеств известны. Кроме множества методов и условий в реальном процессе всегда действуют случайные (неизвестные) причины, ве­личины которых и направленность влияния нельзя предусмотреть заранее. В первом приближении их влиянием приходится пренеб­речь, но нужно помнить, что именно наличием непредвиденных, неконтролируемых причин обуславливается надежность прогности­ческих выводов. Задача оптимизации методов формулируется одно­значно: в имеющихся условиях из множества методов необходимо выделить те, которые обеспечивают наивысшую эффективность обу­чения по принятым критериям.

Таблица 12 Иерархия факторов, влияющих на выбор методов

Фактор   Влияние фактора   Место  
Цель обучения. Уровень обучения, который необходимо достигнуть   0,90    
Уровень мотивации обучения   0,86    
Реализация принципов, закономерностей обучения   0,84    
Объем требований и содержания, которые необходимо реализовать   0,80    
Дозировка и сложность учебного материала   0,78    
Уровень подготовленности учащихся   0,65    
Активность, интерес учащихся   0,65    
Возраст. Работоспособность учащихся   0,62    
Сформированность учебных навыков. Учебная тренированность и выносливость   0,60    
Время обучения   0,55    
Материально-технические, организационные условия обучения   0,50    
Применение методов на предыдущих уроках   0,40    
Тип и структура занятия   0,38    
Взаимоотношения между учителем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество и авторитарность)   0,37    
Число учащихся в классе   0,36    
Уровень подготовленности учителя   0,35    

Для обучения учителей оптимальному выбору методов обучения, как показывает передовой опыт, в школе должны быть реализова-116







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.