Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



• гуманно-личностные технологии;

• технологии сотрудничества;

• технологии свободного воспитания;

• эзотерические технологии.

Истоки развития личностно-ориентированной педагогической тех­нологии содержатся в положениях диалоговой концепции культу­ры Бахтина-Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. «Диалогические отношения... Это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение... Где начинается сознание, там начинается и диалог» (B.C. Библер).

В традиционных дидактических системах основой любой педаго­гической технологии является объяснение, а в личностно-ориенти-рованном образовании — понимание двух феноменов следующим образом: при объяснении — только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании — два субъекта, два сознания, взаимопо­нимание, диалог. Объяснение — всегда взгляд «сверху вниз», все­гда назидание. Понимание — это общение, сотрудничество, равен­ство во взаимопонимании.

Основная установка педагога — не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с учениками, на их «освобождение» (К.Н. Вентцель) для творчества. Творчество, исследовательский по­иск являются основным способом существования ребенка в простран­стве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физи­ческие, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка.

Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ори­ентированного образования.

Поддержка выражает существо гуманистической позиции педа­гога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие де­тей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Поддерж­ка основывается на трех принципах деятельности Ш. Амонашвили:

• любить ребенка;

• очеловечить среду, в которой он живет;

• прожить в ребенке свое детство.

Чтобы поддерживать ребенка, считал В.А. Сухомлинский, педа­гог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит;







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.