ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
отношения реализуются на уроке не только в знаниевои, но и в нравственно-этической сфере. • Технология, предполагающая построение учебного процесса на взаимной основе. Это коллективные способы обучения, о которых подробно речь пойдет ниже. • Технологии, построенные на алгоритмической основе (М. Ланда). • Технологии, построенные на программированной основе (В.Беспалько). Весь этот «веер» технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, потому что условия их применимости зависят от множества факторов; к тому же технологии между собой тесно взаимосвязаны, что видно из рис. 15.
на созерцательной основе <— п на эмпирической основе <— П на последовательной основе «— П на неопережающей основе f- TI на объяснительно- <— репродуктивной основе П на знаниевои основе <— п на безальтернативной основе <— П на монологической основе <— и на академической основе <— на деятельностнои основе и на концептуальной основе П на крупноблочной основе П на опережающей основе п на проблемной основе и на личностно-смысловой основе П на альтернативной основе Т! на диалоговой основе Ti на ситуативной основе Рис. 15. Взаимосвязи между педагогическими технологиями (по В.Т. Фоменко) Далее будут рассмотрены технологии, наиболее часто используемые на первой ступени обучения. Их диапазон определен возрастными особенностями ребенка, характером его мышления и восприятия, уровнем общего развития.284 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Традиционная педагогическая технология Нет силы более могущественной, чем традиция. Ф. Энгельс Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются следующие: - учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; - класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня; - основной единицей занятий является урок; - урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; - работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс; - учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками — атрибуты классно-урочной системы. Цели обучения — подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие. В советской педагогике цели обучения формулировались так: - формирование системы знаний, овладение основами наук; - формирование основ научного мировоззрения; - всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика; - воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за светлое будущее всего человечества; - воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду. Таким образом, по своему характеру цель технологий обучения (ТО) — это воспитание личности с заданными свойствами. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|