Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ



отношения реализуются на уроке не только в знаниевои, но и в нравственно-этической сфере.

Технология, предполагающая построение учебного процес­са на взаимной основе. Это коллективные способы обучения, о которых подробно речь пойдет ниже.

Технологии, построенные на алгоритмической основе (М. Ланда).

Технологии, построенные на программированной основе (В.Беспалько).

Весь этот «веер» технологий может раскрываться и складывать­ся в руках опытного педагога, потому что условия их применимос­ти зависят от множества факторов; к тому же технологии между собой тесно взаимосвязаны, что видно из рис. 15.

Традиционные технологии, предполагающие построение учебного процесса   Современные технологии, предполагающие построение учебного процесса  
Связь между технологиями по горизонтали — подготовительная  

на созерцательной основе <—

п

на эмпирической основе <—

П на последовательной основе «—

П на неопережающей основе f-

TI

на объяснительно- <— репродуктивной основе

П на знаниевои основе <—

п

на безальтернативной основе <—

П на монологической основе <—

и

на академической основе <—

на деятельностнои основе

и

на концептуальной основе

П на крупноблочной основе

П на опережающей основе

п

на проблемной основе

и

на личностно-смысловой основе

П на альтернативной основе

Т! на диалоговой основе

Ti на ситуативной основе

Рис. 15. Взаимосвязи между педагогическими технологиями (по В.Т. Фоменко)

Далее будут рассмотрены технологии, наиболее часто используе­мые на первой ступени обучения. Их диапазон определен возраст­ными особенностями ребенка, характером его мышления и воспри­ятия, уровнем общего развития.284

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Традиционная педагогическая технология

Нет силы более могущественной, чем традиция.

Ф. Энгельс

Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной тех­нологии являются следующие:

- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготов­ки составляют класс, который сохраняет в основном постоян­ный состав на весь период школьного обучения;

- класс работает по единому годовому плану и программе со­гласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

- основной единицей занятий является урок;

- урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

- работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года при­нимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

- учебные книги (учебники) применяются в основном для до­машней работы.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные кани­кулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками — атрибу­ты классно-урочной системы.

Цели обучения — подвижная категория, включающая в зависи­мости от ряда условий те или иные составляющие.

В советской педагогике цели обучения формулировались так:

- формирование системы знаний, овладение основами наук;

- формирование основ научного мировоззрения;

- всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика;

- воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за свет­лое будущее всего человечества;

- воспитание сознательных и высокообразованных людей, спо­собных как к физическому, так и к умственному труду. Таким образом, по своему характеру цель технологий обучения (ТО) — это воспитание личности с заданными свойствами.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.