ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.С. Белкин различает следующие технологии голографического метода в преподавании. • Прием ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием его связей в образовательном процессе. Применяется в случаях, когда необходимо использовать аналитические способности и умения учащихся. Задача педагога -состоит в умении диагностировать степень расхождения (несовпадения, противоречия, неприятия) между вита-генными и Ъбразовательными знаниями и, опираясь на систему научных доказательств, раскрыть образовательную ценность жизненного опыта учащихся, т.е. добиться эффективности «операции сведения». • Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся заключается в том, что необходимо выяснить, каким запасом знаний на уровне обыденного сознания обладают учащиеся, прежде чем они получат необходимый запас образовательных (научных) знаний. Диагностика дает возможность создать психологическую установку на получение новой информации, использовать полученную информацию для создания проблемной ситуации. Типичный вопрос: «Что вы знаете о...?». Эффективность такого приема обеспечивается тремя основными условиями: • соответствием поставленных задач на актуализацию жизненного опыта возрастным возможностям учащихся; • форма актуализации также должна соответствовать возрастным возможностям учащихся; • любая форма актуализации витагенного опыта учащихся должна сопровождаться ситуацией успеха и создавать у детей оптимистическую перспективу. • Прием опережающей проекции преподавания предъявляет повышенные требования к инструментовке. Нельзя говорить: «Скоро вы узнаете что-то новое». Лучше сказать конкретно: «В следующий раз я вам расскажу о том-то, а вы постарайтесь представить себе, что вы знаете, слышали об этом, с чем вам приходилось сталкиваться в жизни». • Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели эффективен особенно в тех случаях, когда необходимо актуализировать не столько витагенные знания, сколько творческий потенциал личности, ее потребность в самореализации. Его формула: «Я предлагаю вам идею, незаконченное произведение, а ваша задача — дополнить, насытить содержанием, опираясь на свой жизненный опыт». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|