Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



В педагогической литературе имеется ряд попыток дать опреде­ление проблемному обучению. Приведем некоторые из них.

В. Оконь под проблемным обучением понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формули­рование проблем (постепенно к этому приучаются ученики сами), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, про­верка этих решений и, наконец, руководство процессом системати­зации и закрепления приобретенных знаний».

И.Я. Лёрнер сущность проблемного обучения видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в реше­нии новых для него познавательных и практических проблем в оп­ределенной системе, соответствующей образовательно-воспитатель­ным целям советской школы».

Т.В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выд­вижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами ре­шения проблемных задач.

Наиболее обобщенное определение проблемного обучения сфор­мулировал М.И. Махмутов: проблемное обучение — это тип разви­вающего обучения, в котором сочетаются систематическая самосто­ятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими гото­вых выводов науки, процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся.

Как видим, представленные определения отражают существен­ные признаки проблемного обучения (специфически организован­ная самостоятельная деятельность обучаемого; выстроенная с уче­том целеполагания и принципа проблемности деятельности педа­гога; специфика содержания обучения).

Итак, проблемное обучение — это тип обучения, при котором преподаватель обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятель­ной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Основным элементом проблемного обучения является «проблем­ная ситуация», которая имеет свою функциональную характеристи­ку (более подробно см. ниже). В этом и заключается его главное от­личие от традиционного объяснительно-иллюстративного обучения.

Основные функции и признаки проблемного

Обучения

Основные функции и отличительные признаки (особенности) про­блемного обучения были сформулированы М.И. Пахмутовым. Он разделяет их на общие и специальные.

Общие функции проблемного обучения:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.