ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВ педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение проблемному обучению. Приведем некоторые из них. В. Оконь под проблемным обучением понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем (постепенно к этому приучаются ученики сами), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний». И.Я. Лёрнер сущность проблемного обучения видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям советской школы». Т.В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами решения проблемных задач. Наиболее обобщенное определение проблемного обучения сформулировал М.И. Махмутов: проблемное обучение — это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся. Как видим, представленные определения отражают существенные признаки проблемного обучения (специфически организованная самостоятельная деятельность обучаемого; выстроенная с учетом целеполагания и принципа проблемности деятельности педагога; специфика содержания обучения). Итак, проблемное обучение — это тип обучения, при котором преподаватель обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Основным элементом проблемного обучения является «проблемная ситуация», которая имеет свою функциональную характеристику (более подробно см. ниже). В этом и заключается его главное отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного обучения. Основные функции и признаки проблемного Обучения Основные функции и отличительные признаки (особенности) проблемного обучения были сформулированы М.И. Пахмутовым. Он разделяет их на общие и специальные. Общие функции проблемного обучения:
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|