Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ



Рис. 16. Фазы зрелости чтения

Такая схематизация отражает последовательное усложнение чи­тательских умений и навыков: постепенно расширяются границы

восприятия и осмысления речевых единиц текста, углубляется . нимание читаемого.

В общей пирамиде ступеней овладения навыками чтения услов­но выделяются пять шагов. Первые два дают формирование умений звукобуквенного восприятия, проговаривания текста; здесь активи­зируются перцептивно-моторные механизмы речи.

На ступени словесного чтения происходит существенная прибав­ка механизмов речи — мысли: к ассоциациям слова слышимого, произносимого и видимого присоединяется «смысловое» слово, дети оперируют словами-понятиями.

При переходе к фразовому чтению единица восприятия увеличи­вается до целой фразы и одновременно усложняется абстрактно-логическая сторона чтения. Эта третья фаза зрелости характеризу­ется «сверткой» слышимого и произносимого слова, а также реду­цированием видимого слова за счет напряжения поля смыслового восприятия и включения смысловой догадки.

Высшее мастерство читателя связано с панорамным чтением, в котором реализуются умения читать мысли, преодолевая барьеры визуальности графических знаков и структур. Восприятие текста сливается с образно-смысловым «схватыванием» целостного содер­жания — мгновенно считываются целые страницы текста.

Для начальных ступеней владения чтением характерен режим временного разрыва между срабатыванием механизмов восприятия и осмысления, преобладание аналитических усилий ума. Для более зрелых фаз чтения характерно слияние операций восприятия и по­нимания, сочетание аналитических усилий с синтетическими.

Соответственно этому может быть разработана речевая диагнос­тика умений работы к текстом. Такая система реализована в комп­лексной педагогической диагностике обученности и обучаемости школьников.

В частности, разграничение «возраста» читателя отражено в тем­повых характеристиках чтения. Так, многие трудности при изуче­нии элементарной грамотности у детей связаны с неравномернос­тью развития отдельных сторон читательской деятельности, в осо­бенности темпа и качества.

Учет ступеней развития навыков чтения дает возможность педа­гогу сознательно проектировать технологию обучения и соответствен­но конструировать содержание учебной информации. Можно ука­зать соответствие фаз зрелости чтения и приемов обучения-учения (табл. 23).

Именно продуктивное чтение является развивающим. Оно рас­крывает потенциалы индивидуального познания, включая учаще­гося в поток информационного взаимодействия со средой обучения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.