ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Рис. 16. Фазы зрелости чтения Такая схематизация отражает последовательное усложнение читательских умений и навыков: постепенно расширяются границы восприятия и осмысления речевых единиц текста, углубляется . нимание читаемого. В общей пирамиде ступеней овладения навыками чтения условно выделяются пять шагов. Первые два дают формирование умений звукобуквенного восприятия, проговаривания текста; здесь активизируются перцептивно-моторные механизмы речи. На ступени словесного чтения происходит существенная прибавка механизмов речи — мысли: к ассоциациям слова слышимого, произносимого и видимого присоединяется «смысловое» слово, дети оперируют словами-понятиями. При переходе к фразовому чтению единица восприятия увеличивается до целой фразы и одновременно усложняется абстрактно-логическая сторона чтения. Эта третья фаза зрелости характеризуется «сверткой» слышимого и произносимого слова, а также редуцированием видимого слова за счет напряжения поля смыслового восприятия и включения смысловой догадки. Высшее мастерство читателя связано с панорамным чтением, в котором реализуются умения читать мысли, преодолевая барьеры визуальности графических знаков и структур. Восприятие текста сливается с образно-смысловым «схватыванием» целостного содержания — мгновенно считываются целые страницы текста. Для начальных ступеней владения чтением характерен режим временного разрыва между срабатыванием механизмов восприятия и осмысления, преобладание аналитических усилий ума. Для более зрелых фаз чтения характерно слияние операций восприятия и понимания, сочетание аналитических усилий с синтетическими. Соответственно этому может быть разработана речевая диагностика умений работы к текстом. Такая система реализована в комплексной педагогической диагностике обученности и обучаемости школьников. В частности, разграничение «возраста» читателя отражено в темповых характеристиках чтения. Так, многие трудности при изучении элементарной грамотности у детей связаны с неравномерностью развития отдельных сторон читательской деятельности, в особенности темпа и качества. Учет ступеней развития навыков чтения дает возможность педагогу сознательно проектировать технологию обучения и соответственно конструировать содержание учебной информации. Можно указать соответствие фаз зрелости чтения и приемов обучения-учения (табл. 23). Именно продуктивное чтение является развивающим. Оно раскрывает потенциалы индивидуального познания, включая учащегося в поток информационного взаимодействия со средой обучения. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|