ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
вузах практикуют микросеместры продолжительностью 6-8 недель. В рамках микросеместров изучаются 2-3 учебные дисциплины, и он завершается микроэкзаменационной сессией. Возможна ли такая система обучения в средней школе? Ответить на этот вопрос невозможно, так как идея не проходила апробации. Априорно можно утверждать, что на уровне средней школы система микросеместров вряд ли буде оправдана, так как специфика детской психологии требует долговременного ритма усвоения. В.Т. Фоменко тонко заметил, что характерные для современного образования процессы гуманизации, информатизации, экологизации, регионализации — не что иное, как интеграционные процессы. Обобщая изложенное выше, можно выделить следующие варианты функционирования учебного процесса на интегративной основе. 1. Интегрированный курс формируется из содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом удельный вес содержания одного предмета не превалирует над содержанием другого; обе научные дисциплины выступают на паритетных началах. 2. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области. 3. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области и выступающих «на равных». 4. Интегрированной курс создается на основе дисциплин из близких образовательных областей, но один предмет сохраняет свою специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы. 5. В интегративной связи находятся предметы взаимно удаленных образовательных областей и блоков, что присуще чаще всего варйативной части учебного плана и базируется на симультанном мышлении. 6. «Преломление» общеобразовательной дисциплины через призму специфики школы (в профильных школах). Построение учебного процесса на интегративной основе не ограничивается интегрированными курсами. Интегрированные курсы — это высшая стадия «срастания» учебных дисциплин. Однако интеграция может иметь и эпизодический характер, и неглубокую степень выраженности. Технология разработки класса межпредметных познавательных задач предполагает предварительное вычленение сквозных межпредметных идей, в соответствии с каждой из которых и составляются задачи.372 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Межпредметные познавательные задачи — академическая структура организации учебной деятельности учащихся. Ситуативные методы обучения обеспечивают нередко более естественное течение познавательных процессов, а как интегрирующее средство — обладают большими возможностями. Витагенные технологии Безжалостная действительность уничтожает иллюзию. В.Ф. Эрн Актуализация витагенного опыта есть одновременно и прекрасный инструмент для организации образовательного процесса, который А.С. Белкин обозначил как голографический подход. Понятие голографии — физическое. Оно означает рассмотрение объекта в отраженном многомерном пространстве не менее чем в трех проекциях. Понятие голографии было использовано в онтопсихологии Анто-нио Менегетти в 1993 году. Он же ввел понятие «голографическое сознание»: «Каждая индивидуальность — это точка соединения многочисленных векторов движения. Она рождается от взаимного равновесия, которое устанавливается на пересечении этих векторов... Мысль — это не что иное, как повторение, отражение энергии, направленной по вектору в одно место. В голографии важна целостность образа, его объемность». А. Менегетти ввел понятие «голографическая ситуация», т.е. подход к ребенку не как ко взрослому человеку, а как к самости, когда он весь на виду, целостен, отдает себя каждому действию целиком. По его мнению, поведение ребенка до шести лет голографично. Мы рассматриваем голографический метод проекции, который сочетает в себе как минимум три проекции с центронаправленными векторами. Витагенная проекция — это витагенная информация, востребованная учителем в процессе обучения для подготовки к изложению нового знания. Вектор: ученик > знание > учитель. Стереопроекция — информация, идущая от учителя, использующего витагенную информацию учащихся. Вектор: учитель > знание > ученик. Голографическая проекция — информация, идущая от любого дополнительного источника: витагенный опыт других, книга, средства массовой информации, научные данные, встречи со специалистами различных отраслей науки, произведения искусства и др. ¥ I: ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|