Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ



вузах практикуют микросеместры продолжительностью 6-8 недель. В рамках микросеместров изучаются 2-3 учебные дисциплины, и он завершается микроэкзаменационной сессией. Возможна ли та­кая система обучения в средней школе? Ответить на этот вопрос невозможно, так как идея не проходила апробации. Априорно мож­но утверждать, что на уровне средней школы система микросемест­ров вряд ли буде оправдана, так как специфика детской психологии требует долговременного ритма усвоения.

В.Т. Фоменко тонко заметил, что характерные для современного образования процессы гуманизации, информатизации, экологизации, регионализации — не что иное, как интеграционные процессы.

Обобщая изложенное выше, можно выделить следующие вариан­ты функционирования учебного процесса на интегративной основе.

1. Интегрированный курс формируется из содержания предме­тов, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом удельный вес содержания одного предмета не превалирует над со­держанием другого; обе научные дисциплины выступают на пари­тетных началах.

2. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области.

3. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области и вы­ступающих «на равных».

4. Интегрированной курс создается на основе дисциплин из близ­ких образовательных областей, но один предмет сохраняет свою спе­цифику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.

5. В интегративной связи находятся предметы взаимно удален­ных образовательных областей и блоков, что присуще чаще всего варйативной части учебного плана и базируется на симультанном мышлении.

6. «Преломление» общеобразовательной дисциплины через при­зму специфики школы (в профильных школах).

Построение учебного процесса на интегративной основе не огра­ничивается интегрированными курсами. Интегрированные курсы — это высшая стадия «срастания» учебных дисциплин. Однако интег­рация может иметь и эпизодический характер, и неглубокую сте­пень выраженности.

Технология разработки класса межпредметных познавательных задач предполагает предварительное вычленение сквозных межпред­метных идей, в соответствии с каждой из которых и составляются задачи.372

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Межпредметные познавательные задачи — академическая струк­тура организации учебной деятельности учащихся. Ситуативные ме­тоды обучения обеспечивают нередко более естественное течение по­знавательных процессов, а как интегрирующее средство — облада­ют большими возможностями.

Витагенные технологии

Безжалостная действительность уничто­жает иллюзию.

В.Ф. Эрн

Актуализация витагенного опыта есть одновременно и прекрас­ный инструмент для организации образовательного процесса, кото­рый А.С. Белкин обозначил как голографический подход. Понятие голографии — физическое. Оно означает рассмотрение объекта в отраженном многомерном пространстве не менее чем в трех проек­циях.

Понятие голографии было использовано в онтопсихологии Анто-нио Менегетти в 1993 году. Он же ввел понятие «голографическое сознание»: «Каждая индивидуальность — это точка соединения мно­гочисленных векторов движения. Она рождается от взаимного рав­новесия, которое устанавливается на пересечении этих векторов... Мысль — это не что иное, как повторение, отражение энергии, на­правленной по вектору в одно место. В голографии важна целост­ность образа, его объемность».

А. Менегетти ввел понятие «голографическая ситуация», т.е. под­ход к ребенку не как ко взрослому человеку, а как к самости, когда он весь на виду, целостен, отдает себя каждому действию целиком. По его мнению, поведение ребенка до шести лет голографично.

Мы рассматриваем голографический метод проекции, который сочетает в себе как минимум три проекции с центронаправленными векторами. Витагенная проекция — это витагенная информация, востребованная учителем в процессе обучения для подготовки к из­ложению нового знания.

Вектор: ученик > знание > учитель.

Стереопроекция — информация, идущая от учителя, использу­ющего витагенную информацию учащихся.

Вектор: учитель > знание > ученик.

Голографическая проекция — информация, идущая от любого дополнительного источника: витагенный опыт других, книга, сред­ства массовой информации, научные данные, встречи со специалис­тами различных отраслей науки, произведения искусства и др.

¥

I:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.