Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



ти, причины возникновения отклоняющегося поведения у детей, разрабатывает пути и способы его исправления.

У истоков такого понимания сущности коррекционной педаго­гики лежат взгляды выдающихся отечественных педагогов начала XX века (П.П. Блонского, В.П. Кащенко, А.С. Макаренко, В.Н. Со-рока-Росинского, С.Т. Шацкого), посвятивших себя воспитанию исключительных (поведение которых исключается, выпадает из общепринятой нормы) детей. То есть в качестве предмета коррек­ционной педагогики, являющейся составной частью специальной педагогики, следует рассматривать отклоняющееся развитие и по­ведение детей.

Несколько по-иному определяет коррекционную педагогику Г.Ф. Кумарина. Она подчеркивает, что коррекционная педагогика — самостоятельная отрасль педагогического знания, выделившаяся на грани общей и специальной педагогики. Объектная область кор­рекционной педагогики — ситуации и состояния риска в развитии растущего человека, адаптационные нарушения, которые проявля­ются во взаимодействии индивида со средой и не обусловлены фак­торами, связанными с органической этиологией, явления социаль­но-психологической, школьной дезадаптации. Ее важная задача — обеспечение педагогов и родителей знаниями о характере и возмож­ных причинах возникновения ситуаций и состояний риска у детей, о способах их педагогического выявления, предупреждения и уст­ранения, о возможных методах оздоровления условий воспитания (семейного и общественного), конструирования среды жизнедеятель­ности, способной противостоять негативным тенденциям.

А.Д. Гонеев тоже отмечает пограничное положение коррекцион­ной педагогики в структуре педагогической науки. С его точки зре­ния, в качестве объекта коррекционной педагогики следует рас­сматривать личность ребенка, имеющего незначительные отклоне­ния в психофизиологическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школь­ную адаптацию. Апеллируя к определению объекта коррекционной педагогики, сформулированному С.А. Беличевой (1992), он уточня­ет, что объектом коррекционной педагогики являются дети, имею­щие четыре «Д», т.е. дети, имеющие неярко выраженный дефект, перенесшие в раннем возрасте депривацию (лат. deprivatio — лише­ние), в силу этого испытывающие школьную дезадаптацию (фр. des... — от..., нарушение, лат. adapto — приспособление) и проявля­ющие девиацию (лат. deviatio — отклонение) в поведении.

Существует еще один подход к пониманию сущности коррек­ционной педагогики, который нашел отражение в работах Н.Н. Ма-







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.