Здавалка
Главная | Обратная связь

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА



ранних коррекционных мероприятий будет отставать в психичес­ком развитии.

Социальные причины и факторы аномального развития.

Изолированное действие социальных факторов (при отсутствии биологических нарушений) редко приводит к появлению аномалий в развитии. Например, к таким аномалиям развития, как патологи­ческое формирование личности или невроз, приводят длительные неблагоприятные условия воспитания. Чем раньше возникли не­благоприятные социальные условия, тем более грубыми и стойки­ми будут нарушения развития.

Другой социальный фактор, приводящий к стойким интеллекту­альным, эмоционально-волевым нарушениям, нарушению соци­альных контактов, — депривация. Депривация (лишение) — дли­тельное неудовлетворение основных психических потребностей че­ловека на ранних этапах его развития. Депривация вызывает дефицит информации, социального и эмоционального опыта, необходимых ребенку. И. Лангмейером и 3. Матейчиком были описаны следую­щие типы депривации.

Сенсорная депривация — лишение ребенка многообразия сенсор­ных стимулов различных модальностей (зрительных, слуховых, тактильных). Количество сенсорных стимулов понижено или огра­ничена их изменчивость и модальность. Дефицит возбудителей и информации приводит к недостаточной дифференциации психики вплоть до морфологических изменений головного мозга (недостаток прикосновений к ребенку может привести к отмиранию дендритов нейронов). В условиях своеобразной сенсорной депривации разви­вается ребенок с двигательными и сенсорными дефектами (с ДЦП, слепые, глухие).

Эмоциональная депривация — лишение ребенка возможности ус­танавливать тесную эмоциональную связь с близким лицом (мате­рью или другим взрослым) или разрыв уже существующей связи. Отсутствие привязанности ведет к нарушениям в формировании лич­ности. Доказательством важности этого положения является синд­ром госпитализма — понятие, вошедшее в психологию после Вто­рой мировой войны (дети, потерявшие родителей и оказавшиеся в больницах и детских домах). В результате недостатка эмоциональ­ного взаимодействия со взрослым (отрыв от матери) появляются значительные нарушения в психическом развитии. Спитц описал симптомы госпитализма, которые обязательно появляются, несмот­ря на хороший уход и питание (исследование в доме ребенка в тече­ние двух лет): высокий процент смертности (одна треть детей по­гибла); резкая задержка физического развития (не умели сидеть без поддержки, ходить); задержки в речевом развитии (не умели гово-







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.